Finam

3 759 подписчиков

Свежие комментарии

Минфин РФ видит риски в растущей страсти банков к ОФЗ, но не считает приватизацию альтернативой займам

Минфин РФ видит риски в растущей страсти банков к ОФЗ, но не считает приватизацию альтернативой займам

(Рейтер) - Российский Минфин настораживает вытеснение корпоративных заимствований государственными, однако он не видит альтернативы, полагая, что приватизация не сможет решить проблему нехватки источников для покрытия дефицита ослабленной коронавирусом казны.

Замминистра финансов Алексей Моисеев сказал в интервью Рейтер, что он видит риск снижения кредитования экономики российскими банками, поскольку они все чаще покупают государственные рублевые облигации в условиях резкого наращивания заимствований на фоне пандемии.

"Есть такое понятие, как crowding out effect... когда банки из кредитования частного сектора переходят в кредитование Российской Федерации. Это классический эффект, описанный во всех учебниках. Чем больше ОФЗ, тем меньше кредитов частному сектору, это очевидно", - сказал Моисеев.

Россия в текущем году более чем вдвое увеличила программу внутренних заимствований до 5 с лишним триллионов рублей в условиях падения доходов и роста антикризисных трат. С начала осени Минфин проводил рекордные размещения облигаций, предоставляя покупателям больше премии.

Основными участниками аукционов являются крупные российские банки, в октябре доля их участия в аукционах ОФЗ выросла до 89,9% с 82,9% в сентябре, в то время как иностранные инвесторы сокращали свои вложения.

Два крупнейших кредитора Сбербанк и ВТБ активно включились в покупку ОФЗ, поддерживая внутренний рынок государственных облигаций.

Несмотря на наличие рисков, Моисеев считает, что на сегодняшний день банки имеют достаточные резервы, которые позволяют им вкладывать средства, как в российский госдолг, так и в частный сектор.

Приватизация не поможет

В отличие от главы Счетной палаты и бывшего министра финансов Алексея Кудрина Моисеев не считает, что расширение программы приватизации могло бы снизить нагрузку на долговой рынок или снять с повестки вопрос повышения отдельных налогов.

По мнению Моисеева, у государства не осталось больших активов для продажи, которые могли бы принести существенные поступления в бюджет, а для выполнения президентской задачи ускорения экономического роста лучше проводить приватизацию для докапитализации компаний и последующих вложений в инфраструктурные проекты по аналогии с Совкомфлотом.

"На фоне 5 триллионов рублей заимствований несколько десятков миллиардов рублей от приватизации не являются решающими, это ничему не поможет. Если было бы что продать на 500 миллиардов рублей, тогда был бы смысл", - сказал он.

Минфин не рассчитывает на заметный приток средств от продажи госимущества в ближайшую трехлетку, заложив в проект бюджета поступления от приватизации на сумму 10,5 миллиарда рублей.

Кудрин говорил в сентябре, что государство могло бы получать от приватизации 200-300 миллиардов рублей в год на протяжении 5-6 лет.

"Задача привлекать деньги в бюджет путем приватизации не стоит. Базовый подход - размещение акций для докапитализации компаний, чтобы допустить миноритариев к управлению, то есть допэмиссия. На мой взгляд, в условиях пандемии и сложностей с привлечением капитала, для компании это является принципиально важным", - сказал Моисеев.

"С точки зрения задачи президента по ускорению роста экономики было бы намного лучше, чтобы компании привлекали деньги себе в капитал и на этот капитал реализовывали инфраструктурные проекты. Это уж точно лучше, чем давать субсидии из бюджета на реализацию проектов".

Нечего продать

В конце текущего года прошло IPO принадлежавшей на 100% государству судоходной компании Совкомфлот, планы приватизации которой власти вынашивали более 10 лет, но откладывали сделку, ссылаясь на плохую рыночную конъюнктуру.

Компания разместила акции на Московской бирже, объем сделки составил около 43 миллиардов рублей, все их получила компания. Доля государства в результате размещения снизилась до 82,8%.

Власти РФ могут снизить долю государства в Совкомфлоте до 75% + 1 акция, как предусмотрено в утвержденной правительством в конце прошлого года программе приватизации, но не будут торопиться даже после окончания полугодового периода lock up.

A board, which reads Bank's, is on display during sunset in central Moscow, Russia, November 21, 2016. REUTERS/Maxim Shemetov
A board, which reads Bank's, is on display during sunset in central Moscow, Russia, November 21, 2016. REUTERS/Maxim Shemetov
"Никакой спешки нет по срокам, сделаем при наличии благоприятной конъюнктуры", - сказал Моисеев.

Больше ни одной конкретной крупной сделки Минфин, к которому в начале года перешло управление Росимуществом, пока не планирует, сказал он.

"Из крупных компаний теоретически остались РЖД и Транснефть, но мы официально это не предлагаем. Даже на уровне Минфина такое решение не принято", - сказал Моисеев.

"Это должно быть крупное политическое решение, если оно вообще будет когда-то принято", - сказал он, добавив, что не ждет в следующем году никаких крупных приватизационных сделок.

Год назад Минфин делал более смелые заявления, предлагая в 2021-2022 годах сократить сразу до контрольной госдоли в тех же Транснефти и РЖД, а также Россетях, Русгидро и Аэрофлоте.

В программе приватизации на 2020-2022 годы наряду с Совкомфлотом предусмотрено сокращение до контрольной доли государства в ВТБ и Минфин в начале года называл вероятной допэмиссию банка ради докапитализации. Однако в настоящее время ведомство не ведет практической работы на эту тему, сказал Моисеев.

"Долю в ВТБ можно было бы по-хорошему продать в капитал, но ВТБ - SSI (Sectoral Sanctions Identifications). Поэтому никакого предметного разговора на эту тему сейчас нет", - сказал он.

На ступень вниз

В отсутствие политических решений в отношении продажи пакетов одних крупных компаний и при наличии санкционных ограничений в отношении других Минфин хочет предложить правительству существенно расширить программу приватизации за счет огромного количества небольших компаний.

"Наш общий подход такой: в тех компаниях, где мы имеем небольшое количество акций - 10-15%, надо однозначно прекращать участие. В случае с блокирующим пакетом, будем думать, нужен ли он или лучше от него избавиться. По контрольному пакету нужно оценить и возможно оставить только блокирующий и так далее. То есть мы сейчас рассматриваем общее снижение доли государства на одну стадию", - сказал Моисеев.

По его словам, компании со 100-процентным участием государства должны остаться редким исключением.

"Лично моя позиция, что компаний со 100-процентным госучастием не должно быть, кроме таких отраслей, как оборона и безопасность", - сказал замминистра финансов.

(Дарья Корсунская, Татьяна Воронова. Редактор Екатерина Голубкова)

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх