Finam

3 755 подписчиков

Свежие комментарии

  • Evgeniy LeV
    Страна грозных пидарасов! Сами дебилы, и другим нормально жить не дают...Трубоукладчик "Ак...
  • Александр Клово
    Россия, что, в рабство к пиндосам попала?Трубоукладчик "Ак...
  • Людмила Нефедова
    !!!Cмута в института...

Выборы в США. Какой президент нужен рынкам?

Д. Трамп и Дж. Байден
Д. Трамп и Дж. Байден
3 ноября в США пройдут выборы президента США (основные кандидаты - действующий президент Д. Трамп и кандидат от Демократической партии Дж. Байден). Избранный президент пройдет инаугурацию и получит полномочия 20 января следующего года. Также 3 ноября будет переизбираться вся Палата представителей (435 мест) и 1/3 состава Сената США.

ФИНАМ Митап. Выборы в США и инвестиции: куда пойдут рынки, если победит республиканец Дональд Трамп или демократ Джозеф Байден?

Поэтому помимо основных двух сценариев - переизбрание Трампа или победа Байдена, неопределенность связана с тем, как распределятся силы в Конгрессе США - сохранится ли в Сенате перевес республиканцев (в этом случае Конгресс останется разделенным - нижнюю палату контролируют демократы, верхнюю - республиканцы) или весь Конгресс будет контролироваться Демократической партией. Есть, хоть и крайне небольшая, вероятность, что демократы потеряют большинство в Палате представителей.

Результаты опросов общественного мненияРазрыв между кандидатами в последнее время значительно расширился и составляет более 10 п. в пользу Байдена. Если верить в прогнозную силу опросов, это повышает вероятность его уверенной победы на выборах.

Вместе с тем, одна из ключевых особенностей избирательной системы США - президента избирают не непосредственно граждане, а коллегия выборщиков. При этом во всех штатах, кроме 2-х, действует принцип "победитель получает все" - т.е., если в штате большинство избирателей проголосовало за одного из кандидатов, этому кандидату должны быть отданы все голоса избирателей штата. Для победы кандидату необходимо набрать не менее 270 голосов 538 выборщиков. Таким образом, в случае небольшого разрыва голосов за кандидата, выбор президента будет зависеть не столько от общего процента голосов граждан США в его пользу, сколько от распределения голосов в "колеблющихся" штатах. Этим объясняется кейс выборов 2016 г. - хотя кандидат Х. Клинтон собрала почти на 3 млн больше голосов избирателей, чем Трамп, именно Трамп был избран президентом, исходя из голосования коллегии выборщиков.

Результаты опросов общественного мнения
Результаты опросов общественного мнения

Источник

Более серьезной проблемой стали президентские выборы 2000 г. в США (Дж. Буш - Ал. Гор), когда на фоне незначительного преимущества Буша А. Гор потребовал пересчета голосов в штате Флорида. Последовали многочисленные пересчеты голосов в штате и суды, затянувшиеся более чем на месяц. Все это время страна жила фактически не зная, кто избран президентом. Окончательный вердикт в пользу победы Буша вынес Верховный суд США 5 голосами против 4. Вероятно, имея в виду возможность повторения подобного сценария, Трамп старается еще до выборов упрочить свои позиции в Верховном суде, начав процедуру назначения выдвинутого им кандидата Э. Барретт, что кандидат в вице-президенты от демократов К. Харрис уже назвала незаконным.

В данном случае разрыв голосов в пользу Байдена (судя по опросам) достаточно существенный, поэтому, если бы голосование проходило сейчас, то победа Байдена была бы высоковероятной.

Распределение голосов штатов в пользу кандидатов

Распределение голосов штатов в пользу кандидатов
Распределение голосов штатов в пользу кандидатов

Источник

Синим цветом отмечены штаты, голосующие за демократа Байдена, красным - за республиканца Трампа, коричневым - колеблющиеся штаты (среди них есть штаты с высоким электоральным весом, например, Флорида). Оттенок синего / красного показывает степень уверенности преимущества кандидата в штате. По данным текущих опросов (по состоянию на 9 октября) Байден мог бы набрать 290 голосов выборщиков, что должно быть достаточно для победы. Однако до выборов еще 3 недели и 2 раунда дебатов, которые могут повлиять на настроения избирателей.

Существенные коррективы в обычный ход избирательного процесса вносит и пандемия Covid-19. Во-первых, чтобы выборы прошли в срок, кандидатам необходимо быть физически здоровыми (оба имеют весьма солидный возраст - Трамп 74 года, Байден - 77 лет). Поэтому новость о заражении Трампа коронавирусом и его госпитализации вызвала заметную тревогу на мировых рынках, но она стихла уже через несколько дней, когда стало ясно, что его состояние заметно улучшилось и не вызывает беспокойства.

Еще одна важная особенность выборов этого года - ожидаемое массовое голосование по почте. В 2016 г. таким образом голосовала примерно ¼ американских избирателей, но в этом году из-за пандемии ожидается, что по почте проголосуют примерно 80 млн. избирателей, что превышает уровень 2016 г. более чем в 2 раза. При этом в пользу голосования по почте в основном высказываются сторонники Байдена, в то время как Трамп относится к такому способу резко отрицательно, публично объявив его вероятным источником фальсификаций. Более того, Трамп отказался гарантировать мирный переход власти в случае своего поражения в том случае, если не будет уверен в честности результатов. Подсчет поданных по почте голосов может затянуть процесс подведения итогов выборов на длительное время - несколько недель - и повлиять на общий результат. Это создает риск, что результаты выборов могут оказаться непризнанными проигравшей стороной, что может привести к конституционному кризису.

Если побеждает Байден, а Трамп не признает его победу, сценарии зависят от тонкостей применения американского законодательства и использования административного ресурса для влияния на губернаторов и законодательные органы власти, находящиеся под контролем республиканцев, вплоть для введения чрезвычайного положения. Одна из версий подобного развития событий излагается в материале the Atlantic (в изложении на русском языке, неплохой иллюстрацией может быть также сюжет сериала "Карточный домик". В случае победы Трампа, которую откажется признавать Байден, административных рычагов влияния у Байдена будет меньше (возможна попытка организовать процедуру импичмента, но она вряд ли пройдет, если демократам не удастся получить контроль над Сенатом). Однако у обеих сторон есть возможность выводить своих сторонников на улицы, что может вылиться в массовые беспорядки, аналогичным тем, что наблюдались этим летом в США (“Black lives matter”). Такой сценарий был бы наиболее негативен для мировых финансовых рынков, в этом случае можно ожидать перетока средств из рисковых активов (акции, сырье, активы развивающихся рынков) в защитные активы (золото, иену, швейцарский франк, гособлигации развитых стран). Но мы считаем этот сценарий сейчас маловероятным (хотя и очень болезненным для рынков).

Выборы в Конгресс. Сейчас в нижней Палате Конгресса США (переизбирается полностью в этом году) демократической партии принадлежит 232 мест против 198 у республиканцев, для получения большинства достаточно 218 мест и ожидается, что контроль сохранят демократы. В Сенате из 100 мест большинство сейчас имеют республиканцы (53 места), у демократов - 45, двое - независимых. Переизбираться в этом году будет 35 мест, для сохранения контроля республиканцам необходимо удержать не менее 51 мест. В этом случае сохранится "разделенный Конгресс" (нижняя палата за демократами, верхняя - за республиканцами), что будет балансировать и сдерживать реализацию инициатив исполнительной власти. Если же и Сенат перейдет под контроль демократов, то, в случае победы Байдена, его возможности для проведения своего курса существенно усилятся.

Основные пункты программ кандидатов

Байден

Трамп

COVID-19. Критика Трампа за неспособность взять под контроль ситуацию с пандемией. Выступает за новый пакет антикризисных мер не менее чем на $2 трлн. (пакет мер от демократов в Конгрессе изначально был заявлен в размере $3,4 трлн., затем снижен до $2,2 трлн.), включая масштабную финансовую помощь штатам, малому бизнесу, системе здравоохранения, сохранение повышенных пособий по безработице.

COVID-19. Считает локдауны наибольшим злом. Поддерживает новый антикризисный пакет меньшего объема (начиная с $1 трлн. постепенно планка повышалась до $1,8 трлн.). Готов немедленно поддержать закон о поддержке авиакомпаний ($25 млрд.), единовременных выплат гражданам (по $1200) и новый раунд субсидий малому бизнесу на выплаты зарплат.

Сокращение неравенства. Повышение минимальной зарплаты до $15 в час (сейчас $7,25 в час). Давление на прибыли компаний, но поддержка потребительскому спросу. Наиболее чувствительно может быть для секторов с высокой долей неквалифицированного труда - ритейл, рестораны, отели. Налоговый кредит в размере $15 тыс. на приобретение первого жилья - позитивно для жилищного рынка.

"Новый зеленый курс". Развитие возобновляемой энергетики (план инвестиций $2 трлн. за 4 года для перехода на экологически чистую энергетику к 2035 г. и к нулевому уровню выбросов к 2050 г.), поддержка субсидирования обмена автомобилей на электрокары и гибридные двигатели. Выражал намерение вернуть США к Парижскому соглашению. Позитивно для возобновляемой энергетики, негативно для нефти и угольной промышленности.

В 2017 г. Трамп объявил о выходе США из Парижского соглашения по климату, мотивируя это "несправедливыми экономическими ограничениями". Требовал сокращения финансирования возобновляемой энергетики. Поддержка традиционной энергетики (нефть, газ, уголь) в том числе для защиты рабочих мест

Повышение налогов. 1) Повышение максимальной планки подоходного налога с 37% до 39,6% (уровень до налоговой реформы Трампа). 2) Повышение ставки корпоративного налога на прибыль с 21% до 28% (до налоговой реформы Трампа 35%). Минимальная ставка налога на прибыль - 15%. Все зарубежные доходы должны облагаться налогом по ставке не менее 21% (в 2 раза выше текущей). Негативный фактор для фондового рынка, ожидается, что наибольшее давление на чистую прибыль это окажет в телекомах, потребительском секторе, IT. 2) Налогообложение дохода от прироста капитала для доходов свыше $1 млн. в год по общим ставкам подоходного налога (сейчас действует льготная ставка 23,8%). 3) Снижение порога налогообложения для недвижимости (с 11,58 млн. на 50%). Общая идея состоит в том, чтобы увеличить налоговые поступления в бюджет (по оценкам, на $4 трлн. за 10 лет), при этом почти ¾ дополнительных налогов должны будут оплачивать 1% наиболее состоятельных домохозяйств. Полная реализация этих мер вряд ли возможна без большинства демократов в обеих палатах Конгресса

Сохранение сниженных в ходе реформы 2017 г. ставок шкалы подоходного налога после 2025 г. Подготовка нового этапа налоговой реформы (tax cut 2.0) - обсуждается снижение ставки налогов для среднего класса в среднем на 10%. Позитивно для потребления и фондового рынка.

План инвестиций в инфраструктуру объемом $1,3 трлн. предполагает строительство и восстановление дорог, мостов, аэропортов, железных дорог, инфраструктуры для электромобилей, массовый доступ к широкополосному интернету. Инвестиции в $300 млрд. в исследования и прорывные технологии - электромобили, 5G, AI. Позитивно для промышленных и технологических компаний.

Администрация Трампа также рассматривает план инвестиций в инфраструктуру примерно на $1 трлн. (дороги, мосты, сети 5G). Позитивно для промышленных компаний.

Buy American - использование $400 млрд. федеральных средств для закупки произведенных в США товаров (в том числе для новых транспортных проектов). Перенос критически важных производственных цепочек (в т.ч. товаров для здравоохранения) в США. Налоговые кредиты и льготы для компаний, возвращающие рабочие места в США. Создание 5 млн. новых рабочих мест в США.

Стимулирование переноса рабочих мест в США путем повышения импортных тарифов, ограничения иммиграции.

Повышение доступности здравоохранения, расширение программы Medicare для американцев от 60 лет (сейчас от 65 лет). Сдерживание цен на лекарства. Фактор давления на фармкомпании (но может быть позитивно для компаний, оказывающих медицинские услуги).

Сокращение расходов на Medicare и Medicaid.

Ожидается более жесткий подход к регулированию, в т.ч. в антимонопольном законодательстве (прежде всего, крупнейших технологических компаний), усиление защиты экологии, потребителей, работников, инвесторов.

Трамп заметно смягчил регулирование в финансовом секторе. Отношение к регулированию технологических компаний и соцсетей более сложное. Сейчас администрация Трампа ведет антимонопольное расследование в отношении нескольких крупнейших технологических компаний.

Внешняя и внешнеторговая политика - укрепление стратегических отношений с союзниками (ЕС, НАТО), сдерживание Китая (при этом критикуется подход Трампа к решению этой проблемы путем торговых войн). На наш взгляд, это более позитивный сценарий для Китая и американских компаний с существенным присутствием на китайском рынке. В случае победы Байдена вероятен и более мягкий подход к тарифам в торговле с союзниками США - Европой, Канадой, Мексикой. Возможен пересмотр предпринятого Трампом одностороннего выхода США из соглашения по ядерной сделке с Ираном (что разблокирует экспорт иранской нефти и потенциально увеличит ее предложение на мировом рынке).

Политика America First при Трампе часто противоречит отношениям США с союзниками, прежде всего, с европейскими странами. Для сокращения дисбалансов во внешней торговле и политического давления на Китай используются методы (санкции, повышение пошлин, ограничения инвестиций), которые принимаются хаотично и негативно отражаются на мировой торговле и инвестициях.

Отношения с Россией. Можно ожидать ужесточения санкционной политики, но одновременно - более конструктивной позиции по контролю над вооружениями.

В отношениях с Россией Трамп избегал резких движений и тормозил принятие наиболее чувствительных санкций. Однако он вызывает раздражение и недоверие у значительной части американского истеблишмента, что переносится и на российскую повестку. С другой стороны, Трамп вышел из важных международных договоров с Россией - ДРСМД, договор об открытом небе, и высока вероятность, что он откажется от продления договора СНВ-3, срок которого истекает в будущем году.

Основные бенефициары победы Байдена - средний класс, низкооплачиваемые американцы, расовые меньшинства, студенты, малый бизнес; основные проигравшие - крупный бизнес и граждане с высокими доходами.

Долгое время считалось, что наиболее позитивным результатом для американского фондового рынка был бы сценарий победы Трампа (снятие неопределенности, мягкая налоговая политика), в выигрыше - нефтегазовый сектор, банки, ВПК. Для российского рынка это снизило бы риски заметного ужесточения санкций и в моменте могло бы способствовать укреплению рубля и росту акций. В то же время с большой вероятностью второй президентский срок Трампа означал бы продолжение торговых войн, хаотичных решений и нарастание долгосрочных проблем с бюджетным дефицитом и госдолгом США. По оценкам комитета по бюджету США, решения, уже реализованные Трампом с 2017 г., добавят в общей сложности почти $4 трлн к дефициту бюджета страны в период до конца 2026 финансового года, что приведет к росту соотношения госдолг/ВВП на 15 п.п. к 2026 году (по отношению к прогнозам от 2016 г.). Здесь не учитывались госрасходы на поддержку экономики из-за пандемии, вследствие которых дефицит бюджета США в 2020 финансовом году может возрасти до $3,3 трлн. (против почти $1 трлн. в 2019 г.).

В последнее время рынок стал заметно лучше относиться к сценарию победы Байдена. Хотя она может оказать давление на рынки (увеличение налогов, ужесточение регулирования), плюсом станет более масштабный пакет бюджетных мер поддержки экономики и вероятная деэскалация торговых войн. Долгосрочно программа Байдена может способствовать более активной модернизации американской экономики, более профессиональной и предсказуемой политике. Многие аналитики полагают, что лучшим сценарием для рынков могла бы стать победа Байдена при разделенном Конгрессе (Палата представителей остается за демократами, а Сенат - за республиканцами). В этом случае его возможности по проведению реформ, в т.ч. в отношении повышения налогов, будут ослаблены, но при этом может снизиться напряженность в отношениях с Китаем и увеличится вероятность принятия более масштабного пакета стимулирующих мер для экономики. В случае же победы Байдена и одновременного перехода обеих палат Конгресса под контроль Демократической партии вероятность налоговых реформ существенно возрастает, что может не понравиться рынкам. Для российского рынка и курса рубля победа Байдена рассматривается сейчас как преимущественно негативный сценарий, однако реальное значение будут иметь не риторика, а практические действия (будут ли вводиться новые санкции и насколько чувствительными они будут).

Есть риск, что в случае победы Байдена крупные инвесторы, опасаясь увеличения налога на прирост рыночной стоимости акций, отреагируют фиксацией прибыли к концу года. Это может стать особенно актуально для наиболее подорожавших в этом году акций технологического сектора и потребительского сектора (Consumer Discretionary).

Наиболее очевидные бенефициары возможной победы Байдена - компании возобновляемой энергетики, производители экологически чистого транспорта, инфраструктурный сектор. Хуже рынка могут чувствовать себя нефтегазовые, угольные компании, фармкомпании, в зону повышенного риска антимонопольного регулирования могут попасть крупнейшие технологические компании. Для телекомов влияние смешанное - негативной стороной является ожидаемое повышение налоговой нагрузки, но в будущем сектор может выиграть от политики расширения доступности мощного интернета. Есть и более экзотические ниши - так, после заявления кандидата Байдена в вице-президенты США К. Харрис на дебатах с М. Пенсом о намерении Байдена легализовать применение марихуаны на федеральном уровне профильная ETF подскочила в цене на 5,5%, а отдельные бумаги показали двузначный ростJ.

Влияние победы Трампа или Байдена на госдолг. По оценкам, реализация программы Байдена увеличит госрасходы до 2030 г. на $5,4 трлн., при этом увеличение налоговых поступлений может составить $3,4 трлн. Таким образом, бюджетный дефицит продолжит расти, но основные направления расходов - образование, здравоохранение, инфраструктура, новые технологии - могут привести к увеличению роста производительности американской экономики в будущем. Выбор Трампа - снижение налогов и увеличение расходов на инфраструктуру - также не способствует сокращению бюджетного дефицита, финансировать который Трамп надеется за счет политики дешевых денег (постоянно требуя этого от ФРС).

Байден же, с одной стороны прокламирует независимость ФРС (закрепленную в законе), но с другой - призывает расширить ее двойной мандат (полная занятость - ценовая стабильность) третьим измерением (сокращение расового экономического неравенства). В случае необходимости достижения этого условия ФРС будет еще сильнее ограничена в возможности повышения ставок. Таким образом, оба кандидата заинтересованы в длительном периоде низких ставок и мягкой монетарной политики. В случае победы Байдена в силу более активного увеличения госрасходов можно ожидать в ближайшей перспективе несколько более высоких доходностей госдолга США и более слабого доллара.

Д. Трамп и Дж. Байден
Д. Трамп и Дж. Байден
3 ноября в США пройдут выборы президента США (основные кандидаты - действующий президент Д. Трамп и кандидат от Демократической партии Дж. Байден). Избранный президент пройдет инаугурацию и получит полномочия 20 января следующего года. Также 3 ноября будет переизбираться вся Палата представителей (435 мест) и 1/3 состава Сената США.

ФИНАМ Митап. Выборы в США и инвестиции: куда пойдут рынки, если победит республиканец Дональд Трамп или демократ Джозеф Байден?

Поэтому помимо основных двух сценариев - переизбрание Трампа или победа Байдена, неопределенность связана с тем, как распределятся силы в Конгрессе США - сохранится ли в Сенате перевес республиканцев (в этом случае Конгресс останется разделенным - нижнюю палату контролируют демократы, верхнюю - республиканцы) или весь Конгресс будет контролироваться Демократической партией. Есть, хоть и крайне небольшая, вероятность, что демократы потеряют большинство в Палате представителей.

Результаты опросов общественного мненияРазрыв между кандидатами в последнее время значительно расширился и составляет более 10 п. в пользу Байдена. Если верить в прогнозную силу опросов, это повышает вероятность его уверенной победы на выборах. Вместе с тем, одна из ключевых особенностей избирательной системы США - президента избирают не непосредственно граждане, а коллегия выборщиков. При этом во всех штатах, кроме 2-х, действует принцип "победитель получает все" - т.е., если в штате большинство избирателей проголосовало за одного из кандидатов, этому кандидату должны быть отданы все голоса избирателей штата. Для победы кандидату необходимо набрать не менее 270 голосов 538 выборщиков. Таким образом, в случае небольшого разрыва голосов за кандидата, выбор президента будет зависеть не столько от общего процента голосов граждан США в его пользу, сколько от распределения голосов в "колеблющихся" штатах. Этим объясняется кейс выборов 2016 г. - хотя кандидат Х. Клинтон собрала почти на 3 млн больше голосов избирателей, чем Трамп, именно Трамп был избран президентом, исходя из голосования коллегии выборщиков.

Результаты опросов общественного мнения
Результаты опросов общественного мнения

Источник

Более серьезной проблемой стали президентские выборы 2000 г. в США (Дж. Буш - Ал. Гор), когда на фоне незначительного преимущества Буша А. Гор потребовал пересчета голосов в штате Флорида. Последовали многочисленные пересчеты голосов в штате и суды, затянувшиеся более чем на месяц. Все это время страна жила фактически не зная, кто избран президентом. Окончательный вердикт в пользу победы Буша вынес Верховный суд США 5 голосами против 4. Вероятно, имея в виду возможность повторения подобного сценария, Трамп старается еще до выборов упрочить свои позиции в Верховном суде, начав процедуру назначения выдвинутого им кандидата Э. Барретт, что кандидат в вице-президенты от демократов К. Харрис уже назвала незаконным.

В данном случае разрыв голосов в пользу Байдена (судя по опросам) достаточно существенный, поэтому, если бы голосование проходило сейчас, то победа Байдена была бы высоковероятной.

Распределение голосов штатов в пользу кандидатов

Распределение голосов штатов в пользу кандидатов
Распределение голосов штатов в пользу кандидатов

Источник

Синим цветом отмечены штаты, голосующие за демократа Байдена, красным - за республиканца Трампа, коричневым - колеблющиеся штаты (среди них есть штаты с высоким электоральным весом, например, Флорида). Оттенок синего / красного показывает степень уверенности преимущества кандидата в штате. По данным текущих опросов (по состоянию на 9 октября) Байден мог бы набрать 290 голосов выборщиков, что должно быть достаточно для победы. Однако до выборов еще 3 недели и 2 раунда дебатов, которые могут повлиять на настроения избирателей.

Существенные коррективы в обычный ход избирательного процесса вносит и пандемия Covid-19. Во-первых, чтобы выборы прошли в срок, кандидатам необходимо быть физически здоровыми (оба имеют весьма солидный возраст - Трамп 74 года, Байден - 77 лет). Поэтому новость о заражении Трампа коронавирусом и его госпитализации вызвала заметную тревогу на мировых рынках, но она стихла уже через несколько дней, когда стало ясно, что его состояние заметно улучшилось и не вызывает беспокойства.

Еще одна важная особенность выборов этого года - ожидаемое массовое голосование по почте. В 2016 г. таким образом голосовала примерно ¼ американских избирателей, но в этом году из-за пандемии ожидается, что по почте проголосуют примерно 80 млн. избирателей, что превышает уровень 2016 г. более чем в 2 раза. При этом в пользу голосования по почте в основном высказываются сторонники Байдена, в то время как Трамп относится к такому способу резко отрицательно, публично объявив его вероятным источником фальсификаций. Более того, Трамп отказался гарантировать мирный переход власти в случае своего поражения в том случае, если не будет уверен в честности результатов. Подсчет поданных по почте голосов может затянуть процесс подведения итогов выборов на длительное время - несколько недель - и повлиять на общий результат. Это создает риск, что результаты выборов могут оказаться непризнанными проигравшей стороной, что может привести к конституционному кризису.

Если побеждает Байден, а Трамп не признает его победу, сценарии зависят от тонкостей применения американского законодательства и использования административного ресурса для влияния на губернаторов и законодательные органы власти, находящиеся под контролем республиканцев, вплоть для введения чрезвычайного положения. Одна из версий подобного развития событий излагается в материале the Atlantic (в изложении на русском языке, неплохой иллюстрацией может быть также сюжет сериала "Карточный домик". В случае победы Трампа, которую откажется признавать Байден, административных рычагов влияния у Байдена будет меньше (возможна попытка организовать процедуру импичмента, но она вряд ли пройдет, если демократам не удастся получить контроль над Сенатом). Однако у обеих сторон есть возможность выводить своих сторонников на улицы, что может вылиться в массовые беспорядки, аналогичным тем, что наблюдались этим летом в США (“Black lives matter”). Такой сценарий был бы наиболее негативен для мировых финансовых рынков, в этом случае можно ожидать перетока средств из рисковых активов (акции, сырье, активы развивающихся рынков) в защитные активы (золото, иену, швейцарский франк, гособлигации развитых стран). Но мы считаем этот сценарий сейчас маловероятным (хотя и очень болезненным для рынков).

Выборы в Конгресс. Сейчас в нижней Палате Конгресса США (переизбирается полностью в этом году) демократической партии принадлежит 232 мест против 198 у республиканцев, для получения большинства достаточно 218 мест и ожидается, что контроль сохранят демократы. В Сенате из 100 мест большинство сейчас имеют республиканцы (53 места), у демократов - 45, двое - независимых. Переизбираться в этом году будет 35 мест, для сохранения контроля республиканцам необходимо удержать не менее 51 мест. В этом случае сохранится "разделенный Конгресс" (нижняя палата за демократами, верхняя - за республиканцами), что будет балансировать и сдерживать реализацию инициатив исполнительной власти. Если же и Сенат перейдет под контроль демократов, то, в случае победы Байдена, его возможности для проведения своего курса существенно усилятся.

Основные пункты программ кандидатов

Байден

Трамп

COVID-19. Критика Трампа за неспособность взять под контроль ситуацию с пандемией. Выступает за новый пакет антикризисных мер не менее чем на $2 трлн. (пакет мер от демократов в Конгрессе изначально был заявлен в размере $3,4 трлн., затем снижен до $2,2 трлн.), включая масштабную финансовую помощь штатам, малому бизнесу, системе здравоохранения, сохранение повышенных пособий по безработице.

COVID-19. Считает локдауны наибольшим злом. Поддерживает новый антикризисный пакет меньшего объема (начиная с $1 трлн. постепенно планка повышалась до $1,8 трлн.). Готов немедленно поддержать закон о поддержке авиакомпаний ($25 млрд.), единовременных выплат гражданам (по $1200) и новый раунд субсидий малому бизнесу на выплаты зарплат.

Сокращение неравенства. Повышение минимальной зарплаты до $15 в час (сейчас $7,25 в час). Давление на прибыли компаний, но поддержка потребительскому спросу. Наиболее чувствительно может быть для секторов с высокой долей неквалифицированного труда - ритейл, рестораны, отели. Налоговый кредит в размере $15 тыс. на приобретение первого жилья - позитивно для жилищного рынка.

"Новый зеленый курс". Развитие возобновляемой энергетики (план инвестиций $2 трлн. за 4 года для перехода на экологически чистую энергетику к 2035 г. и к нулевому уровню выбросов к 2050 г.), поддержка субсидирования обмена автомобилей на электрокары и гибридные двигатели. Выражал намерение вернуть США к Парижскому соглашению. Позитивно для возобновляемой энергетики, негативно для нефти и угольной промышленности.

В 2017 г. Трамп объявил о выходе США из Парижского соглашения по климату, мотивируя это "несправедливыми экономическими ограничениями". Требовал сокращения финансирования возобновляемой энергетики. Поддержка традиционной энергетики (нефть, газ, уголь) в том числе для защиты рабочих мест

Повышение налогов. 1) Повышение максимальной планки подоходного налога с 37% до 39,6% (уровень до налоговой реформы Трампа). 2) Повышение ставки корпоративного налога на прибыль с 21% до 28% (до налоговой реформы Трампа 35%). Минимальная ставка налога на прибыль - 15%. Все зарубежные доходы должны облагаться налогом по ставке не менее 21% (в 2 раза выше текущей). Негативный фактор для фондового рынка, ожидается, что наибольшее давление на чистую прибыль это окажет в телекомах, потребительском секторе, IT. 2) Налогообложение дохода от прироста капитала для доходов свыше $1 млн. в год по общим ставкам подоходного налога (сейчас действует льготная ставка 23,8%). 3) Снижение порога налогообложения для недвижимости (с 11,58 млн. на 50%). Общая идея состоит в том, чтобы увеличить налоговые поступления в бюджет (по оценкам, на $4 трлн. за 10 лет), при этом почти ¾ дополнительных налогов должны будут оплачивать 1% наиболее состоятельных домохозяйств. Полная реализация этих мер вряд ли возможна без большинства демократов в обеих палатах Конгресса

Сохранение сниженных в ходе реформы 2017 г. ставок шкалы подоходного налога после 2025 г. Подготовка нового этапа налоговой реформы (tax cut 2.0) - обсуждается снижение ставки налогов для среднего класса в среднем на 10%. Позитивно для потребления и фондового рынка.

План инвестиций в инфраструктуру объемом $1,3 трлн. предполагает строительство и восстановление дорог, мостов, аэропортов, железных дорог, инфраструктуры для электромобилей, массовый доступ к широкополосному интернету. Инвестиции в $300 млрд. в исследования и прорывные технологии - электромобили, 5G, AI. Позитивно для промышленных и технологических компаний.

Администрация Трампа также рассматривает план инвестиций в инфраструктуру примерно на $1 трлн. (дороги, мосты, сети 5G). Позитивно для промышленных компаний.

Buy American - использование $400 млрд. федеральных средств для закупки произведенных в США товаров (в том числе для новых транспортных проектов). Перенос критически важных производственных цепочек (в т.ч. товаров для здравоохранения) в США. Налоговые кредиты и льготы для компаний, возвращающие рабочие места в США. Создание 5 млн. новых рабочих мест в США.

Стимулирование переноса рабочих мест в США путем повышения импортных тарифов, ограничения иммиграции.

Повышение доступности здравоохранения, расширение программы Medicare для американцев от 60 лет (сейчас от 65 лет). Сдерживание цен на лекарства. Фактор давления на фармкомпании (но может быть позитивно для компаний, оказывающих медицинские услуги).

Сокращение расходов на Medicare и Medicaid.

Ожидается более жесткий подход к регулированию, в т.ч. в антимонопольном законодательстве (прежде всего, крупнейших технологических компаний), усиление защиты экологии, потребителей, работников, инвесторов.

Трамп заметно смягчил регулирование в финансовом секторе. Отношение к регулированию технологических компаний и соцсетей более сложное. Сейчас администрация Трампа ведет антимонопольное расследование в отношении нескольких крупнейших технологических компаний.

Внешняя и внешнеторговая политика - укрепление стратегических отношений с союзниками (ЕС, НАТО), сдерживание Китая (при этом критикуется подход Трампа к решению этой проблемы путем торговых войн). На наш взгляд, это более позитивный сценарий для Китая и американских компаний с существенным присутствием на китайском рынке. В случае победы Байдена вероятен и более мягкий подход к тарифам в торговле с союзниками США - Европой, Канадой, Мексикой. Возможен пересмотр предпринятого Трампом одностороннего выхода США из соглашения по ядерной сделке с Ираном (что разблокирует экспорт иранской нефти и потенциально увеличит ее предложение на мировом рынке).

Политика America First при Трампе часто противоречит отношениям США с союзниками, прежде всего, с европейскими странами. Для сокращения дисбалансов во внешней торговле и политического давления на Китай используются методы (санкции, повышение пошлин, ограничения инвестиций), которые принимаются хаотично и негативно отражаются на мировой торговле и инвестициях.

Отношения с Россией. Можно ожидать ужесточения санкционной политики, но одновременно - более конструктивной позиции по контролю над вооружениями.

В отношениях с Россией Трамп избегал резких движений и тормозил принятие наиболее чувствительных санкций. Однако он вызывает раздражение и недоверие у значительной части американского истеблишмента, что переносится и на российскую повестку. С другой стороны, Трамп вышел из важных международных договоров с Россией - ДРСМД, договор об открытом небе, и высока вероятность, что он откажется от продления договора СНВ-3, срок которого истекает в будущем году.

Основные бенефициары победы Байдена - средний класс, низкооплачиваемые американцы, расовые меньшинства, студенты, малый бизнес; основные проигравшие - крупный бизнес и граждане с высокими доходами.

Долгое время считалось, что наиболее позитивным результатом для американского фондового рынка был бы сценарий победы Трампа (снятие неопределенности, мягкая налоговая политика), в выигрыше - нефтегазовый сектор, банки, ВПК. Для российского рынка это снизило бы риски заметного ужесточения санкций и в моменте могло бы способствовать укреплению рубля и росту акций. В то же время с большой вероятностью второй президентский срок Трампа означал бы продолжение торговых войн, хаотичных решений и нарастание долгосрочных проблем с бюджетным дефицитом и госдолгом США. По оценкам комитета по бюджету США, решения, уже реализованные Трампом с 2017 г., добавят в общей сложности почти $4 трлн к дефициту бюджета страны в период до конца 2026 финансового года, что приведет к росту соотношения госдолг/ВВП на 15 п.п. к 2026 году (по отношению к прогнозам от 2016 г.). Здесь не учитывались госрасходы на поддержку экономики из-за пандемии, вследствие которых дефицит бюджета США в 2020 финансовом году может возрасти до $3,3 трлн. (против почти $1 трлн. в 2019 г.).

В последнее время рынок стал заметно лучше относиться к сценарию победы Байдена. Хотя она может оказать давление на рынки (увеличение налогов, ужесточение регулирования), плюсом станет более масштабный пакет бюджетных мер поддержки экономики и вероятная деэскалация торговых войн. Долгосрочно программа Байдена может способствовать более активной модернизации американской экономики, более профессиональной и предсказуемой политике. Многие аналитики полагают, что лучшим сценарием для рынков могла бы стать победа Байдена при разделенном Конгрессе (Палата представителей остается за демократами, а Сенат - за республиканцами). В этом случае его возможности по проведению реформ, в т.ч. в отношении повышения налогов, будут ослаблены, но при этом может снизиться напряженность в отношениях с Китаем и увеличится вероятность принятия более масштабного пакета стимулирующих мер для экономики. В случае же победы Байдена и одновременного перехода обеих палат Конгресса под контроль Демократической партии вероятность налоговых реформ существенно возрастает, что может не понравиться рынкам. Для российского рынка и курса рубля победа Байдена рассматривается сейчас как преимущественно негативный сценарий, однако реальное значение будут иметь не риторика, а практические действия (будут ли вводиться новые санкции и насколько чувствительными они будут).

Есть риск, что в случае победы Байдена крупные инвесторы, опасаясь увеличения налога на прирост рыночной стоимости акций, отреагируют фиксацией прибыли к концу года. Это может стать особенно актуально для наиболее подорожавших в этом году акций технологического сектора и потребительского сектора (Consumer Discretionary).

Наиболее очевидные бенефициары возможной победы Байдена - компании возобновляемой энергетики, производители экологически чистого транспорта, инфраструктурный сектор. Хуже рынка могут чувствовать себя нефтегазовые, угольные компании, фармкомпании, в зону повышенного риска антимонопольного регулирования могут попасть крупнейшие технологические компании. Для телекомов влияние смешанное - негативной стороной является ожидаемое повышение налоговой нагрузки, но в будущем сектор может выиграть от политики расширения доступности мощного интернета. Есть и более экзотические ниши - так, после заявления кандидата Байдена в вице-президенты США К. Харрис на дебатах с М. Пенсом о намерении Байдена легализовать применение марихуаны на федеральном уровне профильная ETF подскочила в цене на 5,5%, а отдельные бумаги показали двузначный ростJ.

Влияние победы Трампа или Байдена на госдолг. По оценкам, реализация программы Байдена увеличит госрасходы до 2030 г. на $5,4 трлн., при этом увеличение налоговых поступлений может составить $3,4 трлн. Таким образом, бюджетный дефицит продолжит расти, но основные направления расходов - образование, здравоохранение, инфраструктура, новые технологии - могут привести к увеличению роста производительности американской экономики в будущем. Выбор Трампа - снижение налогов и увеличение расходов на инфраструктуру - также не способствует сокращению бюджетного дефицита, финансировать который Трамп надеется за счет политики дешевых денег (постоянно требуя этого от ФРС).

Байден же, с одной стороны прокламирует независимость ФРС (закрепленную в законе), но с другой - призывает расширить ее двойной мандат (полная занятость - ценовая стабильность) третьим измерением (сокращение расового экономического неравенства). В случае необходимости достижения этого условия ФРС будет еще сильнее ограничена в возможности повышения ставок. Таким образом, оба кандидата заинтересованы в длительном периоде низких ставок и мягкой монетарной политики. В случае победы Байдена в силу более активного увеличения госрасходов можно ожидать в ближайшей перспективе несколько более высоких доходностей госдолга США и более слабого доллара.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх