Finam

3 762 подписчика

Свежие комментарии

  • Виктор Шиховцев12 апреля, 10:33
    Поможет Миллеру?Путин поручил каб...
  • Евгений Пакалин6 апреля, 11:34
    интересно где они раздобыли цифру в 71% ?не газифицированы целые регионы. не говоря уж об отдалённых населённых пункт...Кабмин ожидает ро...
  • Вета Магиня30 марта, 23:24
    В Петербурге Елисеевский гастроном давно уже является продуктовым музеем. Там такие заоблачные цены, что никто ничего...По "Елисеевским м...

Количество публичных компаний из сферы розничной торговли будет постепенно увеличиваться

Количество публичных компаний из сферы розничной торговли будет постепенно увеличиваться

Компаний-ритейлеров на российском фондовом рынке не так много, как например в США или Европе. В чем причины и будет ли меняться ситуация в будущем? В конце-концов в год пандемии МосБиржа отмечала небывалый приток розничных инвесторов в связи с тенденцией снижения банковских ставок, что, наверное, отчасти говорит о том, что фондовый рынок становится интересен россиянам. Финансово грамотных людей становится больше. Стоит ли ждать от компаний сектора выхода на биржу в ближайший год/годы? Свое мнение на этот счет высказали экспеты в ходе онлайн-конференции Finam.ru "Российский ритейл: тренды и вызовы постковидной реальности".

Артем Михайлин, аналитик ИК "ВЕЛЕС Капитал" сомневается, что на отечественном фондовом рынке когда-нибудь будет столько же публичных компаний-ритейлеров как в США и Европе просто в силу разного размера экономики и рынка. Значительную часть нашего розничного рынка также занимают западные компании из той же Европы и их акции торгуются на европейских площадках. Но в целом, эксперт ожидает, что количество публичных компаний из сферы розничной торговли будет постепенно увеличиваться.

Совсем недавно прошло IPO FixPrice. Вполне возможно в средне-долгосрочной перспективе выйдут на биржу также Азбука Вкуса, Вкусвилл и новые онлайн-игроки.Георгий Ващенко, начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" отмечает, чтокомпаний-ритейлеров много. Если добавить ИП в сегменте розничной торгвли, то добаится еще полмиллиона. Относительно не много сетей федерального или регионального уровня, а также игроков, чьи акции представлены на бирже. В принципе, это происходит по тем же причинам, почему и банков федерального уровня, которые были представлены в каждом регионе можно пересчитать по пальцам одной руки. Рентабельность бизнеса низкая, а капзатраты требуются значительные (60 - 80 млрд в год у крупной сети). Доходы населения распределены настолько неравномерно, что это может быть решающим для принятия решения об отказе от открытия в каком-то городе. Потому что нельзя придти просто магазином, надо строить /арендовать склады, автомобили, заказывать объемы у производителей (которые придется выкупать). А рынок столиц уже и так перенасыщен.

С другой стороны, комментирует эксперт, - уровень корпоративной культуры и потребности рынка мешают. Владельцы не готовы к IPO, не хотят раскрывать информацию, менять структуру управления, платить за поддержание листинга и прочее. Особенно, если у них отсутствует острая потребность в деньгах. Нужны деньги - можно не возиться с IPO, а продаться успешному конкуренту - вот решение проблемы. Рынок тоже не был готов. До недавнего времени ликвидными можно было считать 30 бумаг на бирже, на них приходилось 97% дневного торгового оборота. Какую бы долю занял условный Вкусвилл? И сколько денег он бы собрал на IPO? Попытки были, например, "Живой офис". Компания закрылась. "Обувь России": торгуется, но посмотрите на динамику. Частные инвесторы тоже не проявляли до поры до времени интереса к таким бумагам.

Впрочем г-н Ващенко согласен, что сейчас настроения улучшаются, спрос на новые компании есть. Ozon, FixPrice очень хорошо разместились. За ними пойдут новые - "Вкусвилл" и другие.

IPO
IPO
Эмма Терченко, менеджер по связям с инвесторами рассказала в ходе онлайн-конференции, что X5 Retail Group сейчас рассматривает вариант IPO своих онлайн-бизнесов, поскольку видит значительный интерес инвесторов к последним размещениям компаний сектора ритейла и e-commerce. Помимо IPO есть и другие варианты - private placement, а также привлечение стратегического партнера. IPO цифровых бизнесов X5 возможно на горизонте двух лет. В 2021 году мы планируем уже выделить эти бизнесы в отдельную компанию.

Алексей Коренев, аналитик ГК "ФИНАМ" согласен с тем, что мало у нас ритейлеров на рынке, лишь федерального масштаба компании. Отчасти это продиктовано особенностями и масштабами нашей экономики, отчасти тем, как развивается и расширяется ритейл в нашей стране. "Мы зашли в рыночную экономику несравнимо позднее западных стран, что в значительной степени предопределило характер развития этой отрасли. Федералы достаточно быстро обросли соответствующими ресурсами (от материальных до административных) и их экспансия в регионы (а старт, понятно, был из центральной части России) оказался достаточно агрессивным. Только за несколько последних лет крупные федеральные сети полностью поглотили целый ряд некогда значимых региональных сетей (речь в основном уже о территориях за Уралом), попутно выкупив и мелких игроков рынка", - поясняет ситуацию эксперт.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх