Finam

3 775 подписчиков

Свежие комментарии

  • олег олейник
    Никто не может предоставить данные , когда бы Россия нарушала взятые на себя договорные обязательства ! До 2024 года ...Украина готова ув...
  • олег олейник
    Никто не может предоставить данные , когда бы Россия нарушала взятые на себя договорные обязательства ! До 2024 года ...Украина готова ув...
  • АНГЕЛ АНГЕЛ
    А при чем тут Украина... Она что работает на своего врага???? Как так у русских брать газ для транзита и обогащать ее...Украина готова ув...

Финтех-гонка продолжается - зачем "Яндексу" собственный банк?

Финтех-гонка продолжается - зачем "Яндексу" собственный банк?

В четверг, 29 апреля, IT-корпорация "Яндекс" объявила о покупке банка "Акрополь". Сделка будет завершена после согласования с Банком России, соответствующее ходатайство компания подала 28 апреля 2021 года.

Как сообщил "Яндекс", сумма сделки составит 1,1 млрд рублей. При этом 75 млн из них приходятся на премию к капиталу за покупку (рисковая премия -компенсация инвестору за принятие необязательного риска). В портфеле ликвидных ценных бумаг и на счетах Банка России находится 85% активов "Акрополя". Finam.Ru рассказывает, зачем "Яндексу" понадобился собственный банк.

Новая возможность для "Яндекса" получить банковскую лицензию после срыва сделки с "Тинькофф"

Финтех-гонка продолжается - зачем "Яндексу" собственный банк?
Изображение
После завершения сделки с "Акрополем" к "Яндексу" перейдут все его лицензии, включая банковскую универсальную. Компания сможет развивать собственные финансовые сервисы и предоставлять клиентам новые услуги.

В сентябре 2020 году "Яндекс" уже предпринял такую попытку - тогда было объявлено о покупке IT-гигантом банка "Тинькофф" за $5,48 млрд. Эксперты называли эту потенциальную сделку одной из самых громких на российском рынке и отмечали, что у "Тинькофф" - лучшая скоринговая система среди российских банков, которая пригодится "Яндексу".

Однако через пару недель после объявления о покупке сделка была отменена. Среди возможных причин называлось и неудовлетворенность владельца банка Олега Тинькова суммой сделки, и возможные препятствия со стороны государства, и набиравшее в то время обороты вторая волна COVID-19, а также ее негативное влияние на деятельность и стоимость банков. Кроме того, сам Олег Тиньков успел разочароваться в "Яндексе", написав в своем письме к сотрудникам: "Я не верю в эту забюрокраченную компанию".

Конкуренция на рынке финтех

В сентябре 2020 года "Сбербанк" провел ребрендинг, убрав из названия слово "банк". Новый "Сбер" объявил, что становится мультифункциональной IT-платформой, объединяющей множество различных сервисов и услуг, которые клиенты могут получить онлайн. Мировой тренд по созданию крупных экосистем пришел в Россию. Для того чтобы российский рынок не стал однополярным, другим компаниям тогда пришлось задуматься, как конкурировать с новой платформой. IT-корпорация "Яндекс" к тому времени уже имела различные сервисы. Однако у нее не было собственного банка, поэтому она не могла составить конкуренцию новому "Сберу" по части финансовых услуг. Первым серьезным шагом в этом направлении была сорвавшаяся сделка с "Тинькофф".

Перспективы "Яндекса" после приобретения банка

Артем Михайлин, аналитик ИК "Велес-Капитал" отметил, что после завершения сделки "Яндекс", помимо универсальной банковской лицензии, получит также брокерскую, дилерскую и депозитарную лицензии. "Мы полагаем, что это позитивная новость для "Яндекса", так как после срыва сделки с TCS рынок находился в ожидании дальнейших действий. Финтех-проекты должны эргономично дополнить экосистему "Яндекса" и стать дополнительным долгосрочным источником роста. Наша рекомендация для акций компании остается "Покупать" с целевой ценой 5 378 рублей за бумагу", сказал эксперт.

Георгий Ващенко, начальник управления торговых операций на российском фондовом рынке "Фридом Финанс", полагает, что интеграция нового банка в экосистему "Яндекса" произойдет быстро, потому что стратегия холдинга наверняка включает в себя конкретные шаги по вхождению в финтех-сферу. Он ожидает, что уже в 3 квартале 2021 года "Яндекс" сможет ввести новые продукты и начать предоставлять клиентам финансовые услуги. Кроме того, эксперт считает, что "Яндекс" видит свой банк в ТОП-50, для чего ему необходимо увеличить капитал банка до 25-30 млрд рублей. Аналитик отмечает, что, в первую очередь, банковские услуги будут, вероятно, интегрированы в сервисы, связанные с "Яндекс.Маркетом" и другими сегментами E-Commerce, а затем в остальные.

"Конкуренция в сегменте финтеха будет нарастать. "Сбербанк" планирует инвестировать не менее 300 млрд рублей, в том числе в развитие своей экосистемы. "Яндекс", вероятнее всего, тоже будет увеличивать объем инвестиций", - пишет Ващенко.

Герман Клименко, известный предприниматель в сфере IT, бывший советник президента РФ по вопросам развития интернета, считает, что конкурентным преимуществом "Яндекса" в банковской сфере могла бы стать авто тематика и кредитование водителей. При этом Клименко полагает, что "звездной" истории не получится, однако покупка банка может оказать положительное влияние на акции "Яндекса" в ближайшее время.

"Достаточно успешная модель могла бы быть на кредитовании водителей, о которых "Яндекс" знает все (от стиля вождения до аварийности), и это реально хорошее "нечестное" конкурентное преимущество. "Мерседес-банк" живет с портфелем 25 млрд. "Тойота банк" живет с активами 72 млрд. Легко могу представить "Яндекс-банк" с заточкой на автомобили в активах 200-250 млрд", - пишет эксперт.

Леонид Делицын, аналитик ГК "ФИНАМ", отмечает, что "Яндекс" ожидаемо купил банк для интеграции в собственные финансовые сервисы. При этом ему не нужен был равный партнер, каким хотел стать "Тинькофф", потому что он уже отказался от сотрудничества со "Сбером". С одной стороны, собственный банк позволит пользователям "Яндекса" услуги через собственную экосистему компании.

"С другой стороны, банк нужен для кредитования партнеров - магазинов на маркетплейсе, таксистов, логистов и т.п. Более того, он сможет стать партнером инновационных финтех-сервисов, которые "Яндекс" сделает сам, купит или приведет в Россию. Главное конкурентное преимущество "Яндекса" - в том, что он вездесущ и владеет одним из самых больших объемов данных о нас, пользователях, который постоянно пополняет. Навигация, такси, доставка еды - все это помогает непрерывно собирать данные о пользователях. Данные являются топливом для искусственного интеллекта, и, теоретически, конечно, могут дать "Яндексу" значительное преимущество в оказании финансовых услуг, включая и банковские", - считает аналитик.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх
,,