Российские экосистемы должны спешить, чтобы не отдать этот рынок китайцам
Идея создать в стране экосистемы на основе ИТ, финансов и ритейла, размером с Tencent и Alibaba, наверное, правильная, но нужны очень большие ресурсы. Сберу, у которого полтора десятка тысяч отделений, удалось уговорить миллионы клиентов сдать биометрию, но чтобы она стала популярной, нужен широкий набор услуг. Я попытался как-то договориться с банкоматом, засунув туда своё лицо, в итоге он всё-таки пожаловался, что я как-то не до конца прошёл сдачу биометрии и нужно что-то ещё. Но, честно говоря, я и к банкомату-то подходил из любопытства, а какие-нибудь уникальные услуги, которые нельзя было бы получить без биометрии, мне пока неизвестны.
Поэтому можно понять чиновников, которым хотелось сделать сдачу биометрии обязательной для получения через госпортал тех же услуг, что и раньше. Два традиционных для Запада пути распространения инноваций - из уст в уста и при помощи СМИ, в Евразии всегда дополнялись третьим - принуждением. Тут нет смысла спорить о существовании особого пути - он всегда использовался, по крайней мере с тех времён, когда царь Пётр заставлял бояр брить бороды. Можно понять и то, что внедрение новой формы получения старых услуг методом принуждения является больше методом тестирования уровня послушания, чем способом модернизации экономики.
У остальных участников процесса внедрения биометрии в жизнь, идей и услуг, в теории, больше, но у них нет такого количества отделений и менеджеров, способных убедить население сфотографироваться. Аргумент о том, что идентификация при помощи биометрии поможет борьбе с мошенниками - частично верный, но криминал тоже не стоит на месте. Фантомаса, использовавшего маски, чтобы выдавать себя за других людей, Пьер Сувестр и Марсель Аллен сочинили больше ста лет назад, в 1911 году. Сама по себе биометрия, как и любой другой способ идентификации, считается не слишком надёжной, и, скорее всего, не избавит нас от необходимости помнить пароль или девичью фамилию матери.
Биометрия упростит и ускорит получение услуг, в первую очередь - в ритейле и сфере обслуживания. Прошлым летом сообщалось об открытии первого в Москве оснащённого биометрией ресторана KFC. После того, как клиент зарегистрируется и сфотографируется, ресторан будет распознавать его по лицу. Больше ему не потребуются ни карты, ни наличные, ни мобильный телефон. Сам я не проверял, открылся ли этот KFC, который строили рядом со станцией метро "Бутырская", но в Китае такой проект был реализован ещё три года назад в партнёрстве с Alipay. Аналогичные планы строят и ритейлеры. Наше собственное лицо станет оружием покруче шпаги Д'Артаньяна, которому лавочники беспрекословно выдавали любую еду, какую бы он ни попросил.
В Китае, вроде бы, бум применения биометрии в сфере услуг есть, по крайней мере деловая прокитайская пропаганда так утверждает. Если у нас не будут разрабатывать собственные технологии, то соседи, конечно, скоро предложат решения "под ключ", использующие искусственный интеллект и биометрию. Нужны им будут только данные - алгоритмы и облака у них есть. Поэтому наши экосистемы должны спешить, чтобы не отдать им этот рынок.
Свежие комментарии