Finam

3 760 подписчиков

Свежие комментарии

  • Андрей Смирнов24 января, 12:13
    Пусть сначала освободят Ассанджа, а потом вакают.Британия требует ...
  • Андрей Смирнов24 января, 12:13
    Пусть сначала освободят Ассанджа, а потом вакают.Британия требует ...
  • Андрей Смирнов24 января, 12:13
    Пусть сначала освободят Ассанджа, а потом вакают.Британия требует ...

Cмута в институтах. Правительство сокращает неэффективные госкорпорации

Cмута в институтах. Правительство сокращает неэффективные госкорпорации

Cмута в институтах: правительство сокращает неэффективные госкорпорации
Cмута в институтах: правительство сокращает неэффективные госкорпорации
Правительство премьера Михаила Мишустина объявило в понедельник 23 ноября об оптимизации "институтов развития". Реформа институтов, которые критиковали за неэффективность и раздутые зарплаты, должна привести к повышению эффективности их деятельности. Одновременно с этим кабмин проводит административную реформу, которая должна сократить избыточность министерского аппарата. Эксперты оценивают ее по-разному.

Структуры большинства "институтов развития" будут оптимизированы, а контроль над ними будет передан в ВЭБ РФ. Туда, согласно планам правительства, войдет Федеральная корпорация малого и среднего предпринимательства, Российский экспортный центр, Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций и "Роснано".

Кроме этого, под управление ВЭБ перейдут и четыре фонда - такие как "Сколково", Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонд инфраструктурных и образовательных программ и Фонд развития промышленности.

Как отметил глава правительства Михаил Мишустин, цель оптимизации - повысить управляемость этих институтов: "Отсутствуют единые механизмы управления.

Есть существенное пересечение функций с федеральными органами исполнительной власти и коммерческими организациями", - добавил Мишустин.

Кроме передачи функций восьми "институтов развития" под контроль ВЭБ РФ, будет ликвидировано еще восемь подобных структур. Оставшиеся укрупнят: так, например, Фонд содействия реформированию ЖКХ и Фонд защиты прав граждан объединят в единую структуру Фонд содействия реформированию ЖКХ. Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) войдет в состав Российского научного фонда (РНФ).

Против последнего решения возражает часть ученых. Профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Иван Курилла назвал ситуацию "уничтожением" РФФИ. На своей странице в Facebook эксперт отмечает, что небольшие гранты РФФИ "поддерживали науку в широком географическом и дисциплинарном ареале". В отличие от него, РНФ не предоставляет индивидуальных грантов ученым или небольшим научным коллективам.

При этом реформа не тронет крупные госкорпорации, которые обслуживают стратегически важные отрасли. Речь идет о 12 корпорациях, таких как "Роскосмос", "Росатом", "Ростех", "Росагролизинг", "Россельхозбанк", "Агентство по страхованию вкладов", "Российский экологический оператор", "ДОМ.РФ", корпорации развития Дальнего Востока и Северного Кавказа.

"Прокладки по перекачиванию"

Деятельность многих институтов развития давно вызывала критику. В феврале во время встречи премьера Мишустина с руководством Совета Федераций, председатель палаты Валентина Матвиенко отметила, что некоторые из них выполняют "функции прокладок по перекачиванию" денег из федерального бюджета. Возмущение спикера вызвали и огромные зарплаты руководителей "институтов развития": "Иногда складывается впечатление, что некоторые из них созданы для выгодного трудоустройства нужных людей".

Определенной основой для начала реформы "институтов развития" стал подготовленный по поручению Мишустина доклад зампреда правительства Андрея Белоусова. Тот пришел к критическим выводам, которые были положены в основание реформы.

Сам Белоусов в интервью ТАСС в начале ноября заявил, что "масштабная реформа" институтов "касается и их структуризации, организационных изменений, изменений формата их действий, целевых показателей, мотивации институтов".

Впрочем, не все эксперты пока понимают смысл переформатирования институтов: "Видны упразднения и сокращения так называемых "институтов развития". А что будет дальше? Смысл его реформы пока не ясен", - говорит Finam.ru член политсовета Партии Роста, политолог Сергей Станкевич.

Станкевич ждет от правительства долгосрочной "Стратегии развития в виде ответственного государственного документа".

"Если всё сведётся к упразднению и перестановкам музыкантов, ситуация с развитием не улучшится", - говорит эксперт.

Экономист Андрей Нечаев, занимавший в 1990-е годы пост министра экономики, также настроен скептически. Он называет реформу "имитацией деятельности" и возможностью поставить на посты лояльных премьеру людей.

Он отмечает, что институты развития должны нести в себе принципиально иную роль: "Они должны выполнять функцию стимулирования инноваций на основе структурной перестройки экономики. А сейчас такая организация как ВЭБ РФ по решению правительства и президента выполняет политические решения. ВЭБ не должен быть царем и богом".

Лучше, чем при Медведеве

Реформа "институтов развития" проводится правительством одновременно с сокращением государственного аппарата. Речь идет о сокращении вакантных мест в большинстве министерств и ведомств c 1 января 2021 года.

Согласно решению правительства в центральных аппаратах министерств и ведомств, где 20% должностей вакантно, штат должен быть сокращен на 5%. В свою очередь, в территориальных органах с 18% вакантных должностей на 10%.

Директор Центра развития государственной службы НИУ ВШЭ Николай Клищ в беседе с Finam.ru отмечает, что новые сокращения будут эффективней, чем те, что осуществляло правительство Дмитрия Медведева. В 2016 году правительство планировало сокращение численности государственных гражданских служащих министерств, агентств и служб на 10%.

Тогда сокращение было "политическим", решение сократить численность отдавалась на откуп федеральным органам исполнительной власти, что привело в основном к сокращению вакансий и "низовых" должностей. Текущее сокращение Николай Клищ называет "умной оптимизацией": ключевой задачей является не просто сокращение численности, а её оптимизация внутри структурных подразделений. "Процент сокращений в центральных аппаратах меньше, 5%, но устанавливаются жёсткие требования к численности отделов, управлений и департаментов".

По словам эксперта, впервые делается попытка связать численность гражданских служащих с осуществляемыми государственными органами функциями и полномочиями, а не исторически сложившейся предельной численностью ведомств.

В связи с оптимизацией деятельности ведомств уже были упразднены две структуры: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Федеральное агентства связи. Указ об этом подписал 20 ноября президент Владимир Путин.

Бывший высокопоставленный сотрудник одного из министерств говорит Finam.ru, что смотрит на реформу положительно: "За последние годы, прежде всего в период "тучных" лет, когда деньги не экономили, был действительно создан целый ряд госведомств с не очень понятным функционалом. Это, в том числе, стало следствием активности различных лоббистских групп влияния в правительстве. Реальные же задачи многие из созданных структур никогда не решали, а были лишь возможностью решать кадровые вопросы". При этом, экс-чиновник надеется на то, чтобы реформа будет проведена эффективно: "Чтобы не получилось так, как это часто бывает, - в одном месте сокращают на 10%, а в другом потом в итоге на 15% расширяют аппарат".

Административная реформа в России началась во время первого срока президента Владимира Путина. Ее первый этап, начатый тогдашним вице-премьером Дмитрием Козаком, состоял в разграничении полномочий между министерствами и ведомствами. Однако, несмотря на то, что реформы дали определенный эффект, бюрократии в стране меньше не стало. Cегодня по данным Минфина, в России 2,4 млн чиновников - это 3,3% от всех граждан, занятых в экономике.

Напоминая об административных реформах прошлого, экономист Нечаев отмечает, что нельзя исходить из "механического сокращения": "Государство должно определить, какие функции оставляет, а что можно ликвидировать или передать институтам гражданского общества. Чем меньше государства как хозяйствующего субъекта, тем меньше коррупции", - рассуждает Нечаев.

Несмотря на благие намерения, коррупции, которую сам президент ранее называл "статусной рентой", вряд ли станет меньше. К сожалению, это происходит лишь тогда, когда отдельные статусные чиновники переходят в "статус подозреваемых".

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх