Finam

3 773 подписчика

Свежие комментарии

  • Alex Немо
    А что кроме бледного вида от этого проекта будут иметь конкретно россияне? Газпром вроде как бы госкомпания, но поче...Комплекс "Газпром...
  • Alex Немо
    Мне вот только непонятен такой интересный факт. Ставка центробанка в штатах составляет 0.25%, при этом, в целях борьб...Процент растёт - ...
  • Елена Бреслова
    Путину бы следовало следить за базаром... Скоро некому будет верить его словам...Путин заявил о ро...

Амбициозным планам Минпромторга могут помешать санкции и отсутствие спроса

Амбициозным планам Минпромторга могут помешать санкции и отсутствие спроса

Минпромторг хочет к 2030 году выпустить 735 воздушных судов, а также разработать пять типов вертолетов. На поддержу авиационной отрасли министерство планирует выделить 1,8 трлн рублей. Впрочем, программе требуются корректировки - не факт, что производство новой техники улучшит положение авиации в стране

Препятствий для развития производства авиационной техники в России много, и все их нужно учитывать, чтобы реализовать амбициозный план Минпромторга.

Чтобы обеспечить устойчивый спрос на авиационную технику, отрасль воздушных перевозок в стране должна активно развиваться. Однако продолжающаяся пандемия COVID-19 и введенные в связи с ней ограничения на передвижения сейчас снижают потребность перевозчиков в технике. Есть и другие негативные факторы.

Амбициозным планам Минпромторга могут помешать санкции и отсутствие спроса
Амбициозным планам Минпромторга могут помешать санкции и отсутствие спроса
На сегодняшний день не каждый областной центр имеет собственный аэропорт, многие аэродромы пришли в запустение или вовсе ликвидированы. Необходимо развивать инфраструктуру в стране, модернизировать и строить аэродромы и аэропорты, обеспечивать аэронавигационное обслуживание. Нужно принять во внимание и низкий уровень мобильности населения в России, что также влияет на объемы перевозок.

Предложение российской техники на рынках других стран возможно, но отечественные производители столкнутся с жесточайшей конкуренцией со стороны других мировых производителей: в первую очередь это Airbus и Boeing. Кроме того, против крупных отечественных производителей авиатехники (например, ОАК, "Иркут" и "Вертолеты России") введены санкции, а иностранные поставщики комплектующих отказываются от продолжения поставок российскому авиапрому. Поскольку Россия пока не может полностью обеспечить себя абсолютно всеми необходимыми компонентами для производства авиатехники, вышесказанное создает угрозу для озвученных планов.

Намерение государства выделить средства из ФНБ и бюджета для создания авиационной техники логично по целому ряду причин. Во-первых, именно государство владеет основными ее производителями, а частные компании слишком малы. Во-вторых, это способствует развитию отечественного машиностроения в целом, обеспечивает России статус высокотехнологичной страны, дает заказы другим отраслям. В-третьих, программа Минпромторга отвечает задаче импортозамещения, развития производства различных деталей и узлов, необходимой техники и оборудования.

Однако предложение выделить деньги производителям авиационной техники не решает остальных проблем отрасли. Да, оно может способствовать модернизации и расширению производств, увеличению их эффективности и конкурентоспособности. Но остается, например, проблема персонала: отечественное машиностроение - одна из наиболее пострадавших сфер промышленности из-за нехватки рабочей силы и снижения квалификации, а престиж инженерной профессии в стране заметно упал.

Часть планируемого объема средств необходимо направить на решение сторонних проблем, чтобы обеспечить стабильный спрос на российские самолеты и вертолеты как внутри страны, так и за рубежом. Это развитие аэродромной и аэропортовой инфраструктуры, проведение информационной и образовательной программы по повышению мобильности населения, поддержка экспорта отечественной авиационной техники.

Часть средств потребуется направить на развитие производства собственных деталей и узлов, что ликвидирует риск угрозы ограничить их поставки из-за рубежа. Потребуется создать новые материалы, разработать технологии, обеспечить высокое качество и безопасность отечественных самолетов и вертолетов. Объем средств, которые планируется привлечь на выполнение этой программы, соответствует масштабности задачи, однако необходимо, чтобы эти деньги были не только выделены, но и пошли на эту программу.

Впрочем, возможно, еще и нужно пересмотреть ее параметры - если не по количеству производимых воздушных судов, то по периоду ее реализации. Запланированное количество авиационной техники, скорее всего, в стране может начать производиться с 2035-2037 годов, а не в 2030-м.

На сегодняшний день указанные планы могут рассматриваться как некий ориентир, направление движения авиационной индустрии. Они могут помочь в работе отрасли в ближайшие два-четыре года, за которые станут ясны возможности авиастроителей - и тогда уже, вполне вероятно, и потребуются корректировки программы.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх