Finam

3 765 подписчиков

Свежие комментарии

  • Arsenij1
    Набиуллина - не просто ставленник глобалистов. А их очевидное оружие для поддержания российской экономики в состоянии...Слишком быстрое п...
  • Валентин Поляков
    Не должно быть сотрудничество в одних сферах и санкции – в других! Пока не отменять все санкции, не принесут извинени...Климатическая пов...
  • Александр Фишкин
    Ни черта непонятноДальнейшее усилен...

Россия попадает в ситуацию полной изоляции

Россия попадает в ситуацию полной изоляции

Россия попадает в ситуацию полной изоляции
Изображение
Нельзя сказать, чтобы введение санкций против российского госдолга со стороны США явилось абсолютной неожиданностью, но учитывая только что состоявшийся телефонный разговор между главами России и Америки и намеченные планы по личной встрече для обсуждения насущных вопросов, теплилась некоторая надежда, что ограничительных мер или не будет вводиться вовсе (многие, каюсь - и я иногда, задумывались, уж не блефует ли Байден для того, чтобы изначально занять на переговорах "позицию сильного"), или они отодвинутся на неопределенное время, чтобы хотя бы не мешать наметившемуся сближению. Пусть пока и весьма условному.

Тем не менее, что случилось, то уже случилось, и теперь предстоит анализировать, по какому пути будет развиваться эта история дальше. Собственно, есть два основных направления, в контексте которых сейчас можно строить какие-то прогнозы. Во-первых, это влияние уже объявленных санкций на российскую экономику в целом и финансовую систему в частности. Во-вторых, это попытки просчитать, какие шаги в ответ может сделать Москва, что потом следует ждать от Вашингтона и куда в итоге может завести эта игра.

Начнем с первого. Да, случившееся неприятно, но никак не катастрофично.

Почему? У России весьма незначительный объем госдолга (всего 14,6% относительно ВВП), и даже с учетом перспектив его увеличения до 21% в ближайшее время цифра эта пока совсем не опасна. Особенно в свете весьма значительных резервов (порядка $580 млрд золотовалютных резервов, из которых пятую часть держит в виде ФНБ Минфин).

Во-вторых, доля нерезидентов среди держателей нашего госдолга d последнее время стабильно убывает (с еще недавних 35% до уже 20%) и, соответственно, влияние любых действий со стороны иностранных кредиторов продолжает снижаться.

В-третьих, как показал опыт предыдущего года, Минфин достаточно успешно заимствует на внутренних рынках. Общий объем размещенных в 2020 году ОФЗ составил 5 279,277 млрд руб., что на 129,5% превысило первоначальный план заимствования и на 153,5% - результат 2019 года. Да, основными приобретателями гособлигаций выступили отечественные банки, и со стороны может показаться, что возможности их небезграничны (про желание я не пишу - думаю, не у всех про него интересовались). Однако Банк России уже поспешил заверить, что готов помочь ресурсами отечественным кредиторам для дальнейшей поддержки рынка госдолга, что наверняка будет позитивно воспринято и самой банковской системой - крупнейшие игроки этого рынка, не слишком гибкие в силу своих объемов, получают неплохую и практически гарантированную возможность инвестировать средства в достаточно надежные инструменты под вполне приемлемые в текущих условиях доходности. Более того, если вдруг случится достаточно быстрый выход нерезидентов из наших гособлигаций, это лишь добавит к имеющейся доходности премию в 0,5 - 1,0%. И если принять в расчет то обстоятельство, что в 2021 году объем заимствований планировался почти вдвое меньше того, что был в 2020 году, российские покупатели и легко выкупят те объемы бумаг, из которых, возможно, будут выходить нерезиденты, и возьмут то, что будет предлагаться на первичном размещении. Дальнейшее уменьшение доли нерезидентов будет приводить лишь к снижению степени влияния их присутствия на рынке отечественного госдолга. Государству станет дороже обслуживать долги в случае заметного роста доходности? Да, но не думаю, что в этих условиях невозможно на печатном станке подоткнуть передачу повыше. Так что в этой части масштабы проблем, по крайне мере, на сегодняшний день, достаточно ясны.

Второе направление. А что будет, если Кремль не станет глотать эту пилюлю молча? Рычагов воздействии на США у нас, конечно, немного, но кое-какие все же имеются. И в первую очередь - это отказ от сближения по всем тем направлениям, где оно худо-бедно, но намечалось. Первое, что может уйти в разряд "несвершившегося" - это планировавшаяся встреча президентов Путина и Байдена. Причем, пауза в отношениях между лидерами наших государств может затянуться настолько, что в итоге они никогда не пообщаются очно. Интереснее тут другое - каковы будут последующие шаги со стороны Вашингтона. На половинчатые уступки Путин пойдет вряд ли - это не в его стиле. На серьёзные уступки может не пойти команда Байдена, настроенная тоже весьма решительно. Прогнозировать различные сценарии развития событий, если обе стороны "уйдут в контры", можно до бесконечности.

Но при таком раскладе становится очевидным, что Россия попадает в ситуацию большей изоляции, нежели ранее (у американцев есть, против чего еще ввести санкции, чтобы осложнить нам существование). И это неизбежно скажется на привлекательности российских активов, что вызовет в той или иной степени бегство из рублевых инструментов. А это, читай, и выход нерезидентов с фондового рынка, и неизбежная в этом случае коррекция (рост стоимости нефти и подъем западных фондовых индексов в этом случае уже не помогут), и практически гарантированное ослабление рубля. Насколько? Учитывая, что наша валюта и так существенно недооценена (впрочем, как посмотреть: если принимать в расчеты все политические и экономические риски, то они как раз уже в цене), то сильно упасть рубль не должен. Но вот увидеть 80-82 руб. к доллару и 94-97 руб. к евро мы можем при негативном развитии событий запросто. Ждать, полагаю, недолго - Кремль не привык тянуть время в ситуациях, когда ему брошен вызов. И в ближайшие дни станет понятно, по какому сценарию в принципе могут продолжить развиваться события.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх