Finam

3 773 подписчика

Свежие комментарии

  • олег олейник
    Никто не может предоставить данные , когда бы Россия нарушала взятые на себя договорные обязательства ! До 2024 года ...Украина готова ув...
  • олег олейник
    Никто не может предоставить данные , когда бы Россия нарушала взятые на себя договорные обязательства ! До 2024 года ...Украина готова ув...
  • АНГЕЛ АНГЕЛ
    А при чем тут Украина... Она что работает на своего врага???? Как так у русских брать газ для транзита и обогащать ее...Украина готова ув...

Экология как тренд - будущее за "зеленой" экономикой?

Экология как тренд - будущее за "зеленой" экономикой?

Экология как тренд - будущее за "зеленой" экономикой?
Изображение
Cегодня, 12 июля, в Москву прибывает спецпредставитель президента США по климату Джон Керри. Бывший госсекретарь США будет обсуждать с российскими представителями широкий круг вопросов, такие, как климатические изменения, экология и устойчивое развитие. В последние годы эти темы активно волнуют не только политический класс, но бизнес и предпринимателей во всем мире, рассказал в интервью Finam.ru международный консультант, эксперт в области устойчивого развития Маркус Вилл.

- Сегодня следование практикам "устойчивого развития", а также Environmental, Social, Governance (Экологическое, социальное и корпоративное управление) становится нормой для бизнеса. Есть случаи, когда компании отказываются иметь дело с бизнесом, который не выполняет подобных практик. Можете ли рассказать об этом?

- Когда мы говорим об устойчивом развитии, такие факторы как, например, раскрытие компаниями показателей выбросов углекислого газа, отношение к экологическим стандартам играют очень важную роль. Все это не потому, что инвесторы сегодня этим активно занялись, а потому, что сейчас об этом активно говорят в обществе. И поэтому задача компаний удовлетворить те чаяния, которые есть у инвесторов.

Я работаю и в консалтинге и, например, вижу, как компании по производству пластика столкнулись с проблемами в последние годы из-за строгого подхода общества. Мы видим, что инвесторы требуют получения от них подобной экологической информации, а также конкретных доказательств сделанных ими улучшений.

- Может вы смогли бы привести примеры, когда компании сталкивались с подобными проблемами?

- Я уже упомянул компании по производству пластика, и у нас в Европе были довольно бурные дискуссии два года назад, когда обсуждали вопрос о выбросах при производстве микропластика. Я вместе со своими коллегами занимался улучшением производственного процесса таких компаний. Подобные же вопросы обсуждались, когда мы изучали цепочку поставок в текстильной индустрии. Например, есть компания по производству кофе Tchibo, но у них есть и бизнес в секторе ритейла по всей Европе, и он специализируется на производстве недорогих изделий из текстиля. Они столкнулись с кампанией, которую вела неправительственная организация из Нидерландов, выступавшая за производство чистых тканей.

Активисты обнаружили несоответствие экологическим стандартам у одного из поставщиков этой фирмы. Они использовали это в кампании, и она привела к бойкоту товаров этого производителя. Tchibo извлекли урок, их отдел по устойчивому развитию провел социальный и экологический аудит своей работы и смог изменить свои показатели. Благодаря этому Tchibo стало родоначальником новых стандартов, и многие конкуренты стали следовать за ними.

- Разговоры о "зеленой экономике" в Европе приобретают все большее звучание в связи с возможной победой "зелёных" в Германии. При этом мы по-прежнему зависим от нефти и газа. Когда же придет то время, когда мы будем зависеть от них меньше?

- Конечно, это обретенный тренд и, если быть честным, я думаю, что газ будет играть большую роль еще в ближайшие 15 лет. Потому что нам нужно на что-то опираться, в то время как европейские страны и Германия будут продвигать альтернативную энергетическую повестку. И нам будет еще нужен природный газ, так как я сомневаюсь, что у нас будет достаточно альтернативных источников, чтобы удовлетворить все нужды.

Я также думаю, что у нас будет достаточно энергии на основе биотоплива для производства "зеленой" энергетики. Мне конечно это не очень нравится, так как эти дискуссии у нас велись еще с середины 1990-х, но я реалист. Мы не должны откладывать вопрос энергоэффективности, но думаю, что природный газ будет играть свою роль. В ближайшие 15 лет она будет возрастать.

- Хотелось бы спросить вас о недавнем саммите G7, где было дано обещание избавиться от традиционных автомобилей к 2030 году. Насколько это реалистично?

- Думаю, если рассуждать системно, рассматривая весь технологический фактор, ведущий к "зеленой" экономике, то электромобиль будет играть большую роль в "зеленой" энергетике. Однако я также разделяю определенный скептицизм, так как я cмотрю на Германию и вижу какое число электромобилей официально регистрируется каждый год, и я вижу, что мы очень далеки от этой цели. Пока я не наблюдаю этого резкого смещения от автомобилей с традиционным двигателем до электрического. Это будет трудной задачей и нужны громадные инвестиции. В то же время некоторые автомобильные компании уже приняли такую долгосрочную стратегию.

Маркус Вилл
Маркус Вилл
- Недавно вы были в России на конференции "Карьерные лестницы в России и в мире в контексте ESG". Вместе с Благотворительным фондом "Система" вы обсуждали вопросы устойчивого развития с российскими компаниями и предпринимателями. Как вы видите сегодняшнее положение российского бизнеса в этой сфере?

- Мне трудно видеть четкую картину, но по моим наблюдениям сегодня ни одна страна уже не избегает обсуждения подобных вопросов. Что мне удалось выяснить в ходе моих визитов в Россию, так это то, что российские компании, а это в основном небольшие фирмы, стали заниматься экологическим менеджментом. За этим будущее и, если это станет магистральным направлением, больше компаний будут этому следовать. Но Россия большой экспортёр энергии в мировой экономике, и конечно на нее будет оказываться давление, и эти изменения станут входным билетом на рынок. Если компании будут концентрироваться на устойчивом развитии, это не будет для них потерей, но принесет стратегические дивиденды.

- Пандемия Codid-19 принесла миру огромные потери: и человеческие, и экономические, однако есть мнение, что она заставила общество больше задуматься об экологии. Думаете ли вы, что это сделает общество более восприимчивым к идеям устойчивого развития?

- Да, я с этим согласен. Пока неясно, будут ли компании сохранять свои обещания в мире "после ковида". Однако мы уже услышали, что доступ к общественным фондам будет для бизнеса доступен лишь тогда, когда он будет следовать принципам устойчивого развития. Пандемия несомненно показала нам слабость в нашей глобальной системе в том, что касается цепочки поставок, а также в том, как человечество рассматривает экосистему. Она показала нам слабости нашей глобальной экономической системы и нам будет необходимо адаптироваться к этим вопросам. Поэтому главными вопросами станут устойчивость цепочки поставок, а также вопросы создания экономики замкнутого цикла.

- Какими будут главные драйверы экономики устойчивого развития? Какие индустрии будут главными локомотивами изменений?

- Весь индустриальный сектор, который столкнется с вызовами устойчивого развития. Компании по производству пластика и электроники сосредоточатся на увеличении уровня переработки и замкнутых циклах производства. Кроме этого и производство продуктов питания также будет уделять большее внимание экологическим стандартам. Нельзя будет добиться успехов без внедрения новых стандартов, таких как замкнутый цикл производства. Можно сказать, что и финансовая индустрия будет таким локомотивом. Здесь, в ЕС, законы вынуждают инвесторов показывать свои экологические показатели, и это дает компаниям возможность решать, в какие товары и продукты инвестировать.

- Сейчас об экологии много говоритcя в контексте авиаперевозок. Какое будущее ждет авиационную индустрию после пандемии?

- Многие сегодня говорят, что полеты на короткие расстояния должны уйти в прошлое в связи с вопросами климата. В этом есть доля правды, и авиационная индустрия должна внимательно посмотреть на этот вопрос. При увеличении транспортного сообщения на поездах, конечно, можно избежать дешевых коротких полетов. Я уверен, что рынок снизит число таких полетов в ближайшие пару лет. Все больше инвесторов приходит к пониманию, что полеты на короткие расстояния - очень умная идея даже с точки зрения экономики. Такие дешевые авиакомпании имеют очень низкую выручку, и это не очень устойчивая бизнес-модель.

- Вам, наверное, знакомы претензии тех, кто говорит, что переход на экологические стандарты и новую экономику ударит по традиционной экономике, что приведет ее к деиндустриализации.

- Я думаю, любая критика важна и дает возможность услышать, что имеют в виду критикующие. Я лично думаю, что с технологическим прогрессом многие страны, которые находятся не в "Большой Семерке", будут иметь возможность производить технологии высокого качества, однако по более низкой цене, так как там стоимость рабочей силы ниже. Но конечно и это меняется, и уже стоимость рабочей силы в КНР не такая дешевая, как многие думают. Нам нужны новые возможности, которые позволят получать конкурентные преимущества.

Цена и качество уже не будут главным в выборе, и дешёвый труд подходит к концу. Нам нужно будет что-то новое, и это может быть продуктом, который произведён по стандартам устойчивого развития. Если же говорить о деиндустриализации, то, когда о ней говорят в контексте экологии, это выглядит как поиск каких-то оправданий, чтобы избегать дискуссий об экономике устойчивого развития.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх