Finam

3 775 подписчиков

Свежие комментарии

  • галина
    То тарелками пугают, дескать подлые летают. Хватит нас пугать.Пандемия COVID-19...
  • ВЛАДИСЛАВ
    От дохлого осла уши хохлам.Киев готов вести ...
  • Олег Козырев
    Ну данные Левады можно рассматривать как качество китайских батареек. Да впрочем и статья интересна с точки зрения по...Любить Россию и у...

Cитуация на внутреннем рынке РФ не требует введения запрета на экспорт бензина

Cитуация на внутреннем рынке РФ не требует введения запрета на экспорт бензина

В июле - начале августа средние по РФ оптовые цены на автобензины АИ-92 и АИ-95 прибавили по 4% относительно конца июня на фоне роста экспортных нетбэков. Дополнительно цены на автобензин в РФ в прошедшем месяце подталкивал вверх сложившийся на рынке дисбаланс спроса и предложения продукта.

Потребность отечественного автомобильного транспорта в бензине, по нашим оценкам, была как минимум на 1% выше уровня июля "допандемийного" 2019 г. При этом объем поставок продукта на внутренний рынок с НПЗ, наоборот, отстал от аналогичного показателя июля 2019 г. Увеличению предложения автобензина на российском рынке препятствовали плановые капитальные ремонты на ряде НПЗ, выпуск автобензина в РФ в среднесуточном выражении сократился примерно на 9% относительно июля 2019 г. - до 106 тыс. т/сутки. Сокращения экспорта продукта в июле 2021 г. на 40% в сравнении с аналогичным периодом "допандемийного" 2019 г. оказалось недостаточно, чтобы удовлетворить растущий внутренний спрос, признаком чего стало снижение коммерческих запасов автобензина на нефтебазах нефтяных компаний.

Скорее всего, в августе стоит ожидать увеличения предложение автобензина на внутреннем рынке в результате запуска после ремонтов завода "Газпрома" в Сургуте и Куйбышевского НПЗ, и, тем более, если осуществятся намерения "Роснефти" перенести ремонты на Рязанской НПК и Ангарской НХК с первой половины августа на более поздний срок.

В случае, если в августе потребность внутреннего рынка в автобензине сохранится на уровне +1% относительно аналогичного периода "допандемийного" 2019 г., а экспорт - на низком уровне июля 2021 г., рост предложения продукта на внутреннем рынке окажет давление на цены в опте, и они начнут снижаться. Думаю, именно на это и рассчитывает регулятор.

Cитуация на внутреннем рынке РФ не требует введения запрета на экспорт бензина
Изображение

Кроме того, на текущий момент можно говорить о том, что потенциал роста отпускных цен НПЗ АИ-92 исчерпан. Средний за прошедшие дни августа уровень цен на 92-й бензин на НПЗ, расположенных в европейской части России, уже вплотную подошел к уровню, при котором обнуляется "демпфер".

Маловероятно, что производители позволят своим отпускным ценам на АИ-92 подняться выше уровня, обнуляющего "демпфер". Ведь в условиях нулевого "демпфера" для достижения равновыгодности поставок на внутренний рынок и экспорт (при цене на топливо в Европе и курсе доллара по состоянию на 6 августа), им пришлось бы поднять отпускные цены на автобензин обеих марок примерно на 14 000 руб./т, дизтоплива - на 2 500 руб./т относительно текущих (на 6 августа) значений. Но даже если бы им это удалось, потери в чистой марже нефтепереработки от обнуления "демпфера", по нашим оценкам, составили бы порядка 30% для НПЗ, ориентированных на выпуск автобензина, и порядка 20% для НПЗ, ориентированных на выпуск дизтоплива.

На наш взгляд, ситуация на внутреннем рынке не требует введения запрета на экспорт автобензина. По оперативным данным ЦДУ ТЭК, запасы автобензина на НПЗ и нефтебазах нефтяных компаний на 2 августа составили 1,62 млн т. Этого более чем достаточно для того, чтобы не возникло существенного недостатка продукта даже при растущем спросе на него и даже в условиях летних ремонтов НПЗ. Более того, текущая высокая премиальность внутреннего рынка автобензина с учетом получения производителями "демпфера" в сравнении с экспортом сама по себе лишает привлекательности вывоз продукта за рубеж.

Запрет на экспорт автобензина может привести к обвальному падению оптовых цен на продукт на внутреннем рынке. По нашим оценкам, предложение автобензина в стране вырастет на 120-350 тыс. т, или на 4-11% от уровня текущего спроса. В этом случае оптовые цены вполне могут снизиться на 6 000-7 000 руб./т, а вероятно даже более.

Падение оптовых цен, разумеется, негативно отразится на маржинальности российских НПЗ, особенно тех, которые ориентированы на выпуск автомобильного бензина и его поставку отечественным потребителям. При этом, однако, нефтепереработка даже на "бензиновых" НПЗ сохранит прибыльность - потери в марже составят порядка 30%.

Однако если под запрет экспорта кроме автобензина попадет еще и нафта, это крайне негативно отразится на объемах переработки нефти в стране. Примерно 1,75 млн т/мес. экспортируемого с НПЗ (включая заводы, перерабатывающие газовый конденсат) прямогонного бензина и порядка 50 тыс. т/мес. бензина газового стабильного с предприятий газопереработки и нефтехимии окажутся заперты в стране. При этом месячная потребность внутреннего рынка РФ в нафте ограничена мощностями пиролиза нефтехимических предприятий, перерабатывающих именно это сырье, и составляет порядка 400-600 тыс. т. Отсутствие возможности хоть куда-то "пристроить" избыточную нафту не оставит производителям никакого иного выхода, кроме как сократить объемы переработки нефти. По нашим оценкам, загрузка НПЗ сырьем в РФ может снизиться на 35%, или 8,5 млн т/мес.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх