Finam

3 775 подписчиков

Свежие комментарии

  • олег олейник
    Никто не может предоставить данные , когда бы Россия нарушала взятые на себя договорные обязательства ! До 2024 года ...Украина готова ув...
  • олег олейник
    Никто не может предоставить данные , когда бы Россия нарушала взятые на себя договорные обязательства ! До 2024 года ...Украина готова ув...
  • АНГЕЛ АНГЕЛ
    А при чем тут Украина... Она что работает на своего врага???? Как так у русских брать газ для транзита и обогащать ее...Украина готова ув...

В России хотят ввести льготы для малоимущих на оплату ЖКХ

В России хотят ввести льготы для малоимущих на оплату ЖКХ

В правительстве идет обсуждение вариантов возможного изменения механизмов оплаты электроэнергии, в том числе и изменении системы формирования льгот для малоимущих. Пока рано говорить, будут ли реализованы обсуждаемые предложения, и если да, то когда. Но, судя по всему, тема вполне дозрела до того, чтобы в самых верхах взялись обсуждать не только саму возможность реформы оплаты хотя бы части ЖКУ, но и предлагать вполне работоспособные варианты.

Начнем с того, что доля оплаты услуг ЖКХ в общих расходах российских домохозяйств стабильно возрастает. Средняя российская семья отдает на эти нужды без малого 5 тысяч рублей в месяц (цифры, кстати, полугодовой давности, и не исключено, что в свете резкого взлета инфляции в последние месяцы, картина будет выглядеть уже несколько иначе). Это на 9% больше, чем годом ранее, что, как сами понимаете, существенно превышает официальный уровень инфляции "от Росстата". В зависимости от региона структура общих затрат россиян на те или иные нужды меняется весьма существенно (понятно, что в районах Сибири и Крайнего Севера на отопление и горячую воду уходит заметно больше средств. Правда, и зарплаты там повыше), но в целом общая структура расходов российских домохозяйств выглядит примерно следующим образом:

Доля ЖКУ в структуре расходов населения
Доля ЖКУ в структуре расходов населения

При этом, опять же, в среднем по России раскладка по статьям расходов на жилищно-коммунальные услуги может быть представлена следующей диаграммой:

Из чего состоит счет за услуги ЖКУ
Из чего состоит счет за услуги ЖКУ

Как видим, расходы на электроэнергию составляют немалую долю всех денег, уходящих на оплату ЖКУ. А по некоторым регионам, в зависимости от климата, наличия газоснабжения, графика отопления (да-да, в некоторых населенных пунктах периодически приходится включать для отопления жилища электрические приборы), состояния коммуникаций и т.д. доля затрат на электричество может быть и заметно выше. Так что вопрос оптимизации или, по крайней мере, реформирования существующей системы платежей стоит достаточно остро.

Действительно, нынешняя система перекрестного субсидирования, когда для снижения платежей для малоимущих увеличивались сборы с бизнеса, стала уже неэффективной. Более того, есть два фактора, которые в нынешних обстоятельствах никак нельзя не принимать в расчет. Во-первых, дополнительная нагрузка на российские компании, и без того изможденные пандемией, резким спадом в первой половине 2020-го года, медленным и мучительным восстановлением, да еще и на фоне окончания отсрочки по кредитным и налоговым каникулам, крайне негативно скажется на экономическом положении всего государства. Ведь схема, когда часть нагрузки платежей за электроэнергию переносилась с малоимущих на отечественные компании, дополнительно увеличивала издержки последних.

А чем оборачивается рост издержек мы сейчас все хорошо видим на примере взлета инфляции и повышения крайне высокими темпами цен на ряд продуктов первой необходимости. А рост издержек ведь ударит не только по потребителю, но и по показателям деятельности компаний, что может привести к дальнейшему снижению доходов трудящихся, ухудшению на рынке труда и еще целому ряду негативных последствий. Так что, резюмируя первую часть, нагружать и без того очень уставший российский бизнес дополнительными платежами сейчас точно не следует.

Во-вторых, перенос нагрузки платежей по ЖКУ (хотя бы частично) с малоимущих на наших зажиточных сограждан имеет характер определенной "социальной справедливости", крайне востребованной сейчас в обществе. Что вдвойне важно перед выборами. Население, где около 20% людей живет за чертой бедности, крайне негативно воспринимает любые ситуации, когда фискальная нагрузка и иные необходимые платежи одинаковы как для бедных, так и для богатых. И пусть даже эффект от нововведения не будет ошеломляющим, сам факт позитивной реализации некоего социального запроса на справедливое распределение тяжести платежей по ЖКХ безусловно будет позитивно воспринят россиянами. Конечно, среди зажиточной части населения найдутся и недовольные, которые будут доказывать, что они своим трудом заработали себе на яхты и самолеты и не обязаны теперь делиться с другими. А вот чаяния малоимущих требуют внимательного рассмотрения и конкретных действий. Думаю, и среди тех, кто прилично зарабатывает и особо не нуждается, подавляющее большинство не будет возражать против того, чтобы незначительно возросшими платежами поддержать достойный уровень жизни для тех, кому такая поддержка действительно нужна.

Открытым остается вопрос, как все это будет работать на практике. Но, полагаю, строить догадки сейчас совершенно бессмысленно. Первые же месяцы действия новой схемы оплаты электроэнергии покажут, насколько она работоспособна в принципе, и в какой степени оправдала надежды и на улучшение положения малоимущих, и на перераспределение нагрузки среди плательщиков, и как отразилась на состоянии отечественного бизнеса.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх
,,