Finam

3 762 подписчика

Свежие комментарии

  • Валерий Светлый
    этому дуболому из нато надо самому оглянуться. а чой-то натовцы скопились у российских границ? и почему они не выполн...Россия должна пре...
  • Валерий Светлый
    этому дуболому из нато надо самому оглянуться. а чой-то натовцы скопились у российских границ? и почему они не выполн...Россия должна пре...
  • Виктор Шиховцев
    Поможет Миллеру?Путин поручил каб...

Противостояние властей и нефтяников РФ разжигает новый топливный кризис

Противостояние властей и нефтяников РФ разжигает новый топливный кризис

A worker holds a fuel nozzle at a Gazprom Neft petrol station in Moscow, Russia, March 11, 2016. REUTERS/Maxim Shemetov/File Photo
A worker holds a fuel nozzle at a Gazprom Neft petrol station in Moscow, Russia, March 11, 2016. REUTERS/Maxim Shemetov/File Photo
(Рейтер) - Недостаток предложения разогнал оптовые цены на бензин в РФ с начала месяца почти на 20%, вплотную приблизив их к историческому рекорду кризисного для топливного рынка 2018 года, и грозит ростом цен рознице, несущей огромные убытки.

Камнем преткновения стало резкое падение маржи переработки НПЗ: нефтяники не заинтересованы в убыточном выпуске дополнительных объемов бензина для внутреннего рынка, в то время как регуляторы настаивают на увеличении продаж, опасаясь недовольства потребителей.

В этой ситуации стал уместен торг: переработчики хотят получить послабления налогового бремени для восстановления рентабельность производства, но власти не спешат идти им навстречу, в частности менять формулу демпфирующей надбавки, призванной стабилизировать внутренний рынок.

"Вся эта история полностью рукотворная, конечно же. Мощности стоят. Хоть какую-то маржу переработки обеспечьте. А то только с нас требуют: дайте бензин, дайте налоги", - сказал источник в крупной нефтяной компании.

Проблема недостатка бензина именно в марже, согласен другой.

"Сделать дополнительно (бензин) можно легко. 'Железо' есть - экономики нет", - утверждает сотрудник крупного российского НПЗ.

Бензиновые цены разгоняются за счет ограниченного предложения, следуя за уровнем экспортной альтернативы. Рост в опте уже эквивалентен 6 рублям за литр, уводя в минус доходность розницы, где цены растут на порядок медленнее, находясь под пристальным вниманием властей.

Производство и поставки автобензина на внутренний рынок уменьшились по сравнению с декабрем на 5% и 6% соответственно, при этом спрос вырос за счёт внутреннего туризма во время новогодних каникул.

Общие запасы бензина на НПЗ и нефтебазах сократились на 15% к декабрю и на 20% к январю 2020 года до минимума за последние несколько лет, согласно данным ЦДУ ТЭК.

В прошлые годы вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) спокойно переносили отставание оптовых цен на 5-10% от экспортной альтернативы в зимний период в условиях слабого сезонного спроса, компенсируя издержки за счет других продуктов.

Токсичный бензин

По словам источников в отрасли, резкое ухудшение рентабельности переработки произошло в результате изменения конъюнктуры рынков во время карантинных ограничений.

Даже при реализации бензина внутри РФ по уровню экспортной альтернативы его производство невыгодно, поскольку создает потери на побочных продуктах.

"Сделаешь дополнительные 20 тонн бензина и вместе с ними получаешь дополнительные 80 тонн дизеля и мазута, которые никому не нужны", - сетует специалист крупной нефтяной компании.

По его словам, котировки дизтоплива очень слабые, и креки по нему, достигавшие $90 за тонну год назад, теперь втрое ниже, дополнительный мазут также не приносит прибыли.

Розничная реализация бензина при нынешних оптовых ценах стала убыточной и для ВИНКов, и для частников, вместо того чтобы приносить повышенный доход, покрывающий традиционные летние убытки.

Подорожание бензина на 20% на бирже отняло большую часть маржи у независимых АЗС. Заправки нефтяных компаний, за которыми 60% объема розничной реализации в РФ, с учетом издержек отпускают бензин по ценам ниже экспортной альтернативы и фактически также несут потери.

Частники уже вовсю поднимают цены, чтобы работать "в ноль" или хотя бы снизить убытки.

ВИНКи поднять цены на стеле пропорционально биржевым не могут, поскольку скованы давней договоренностью с правительством не допускать подорожания выше темпов инфляции, которая на этот год прогнозируется менее 4%. Для частников установить цены выше АЗС нефтяных компаний означает остаться без клиентов.

"Были вровень с ВИНКами. Сейчас плюс 2,2 рубля по 92-му (бензину), плюс 2 рубля по 95-му. Будем еще поднимать. А что делать-то? Просто чтобы шланги не заматывать, лучше цену поднять", - рассказывает управляющий крупной сети АЗС в Сибири.

(Максим Назаров. Редактор Людмила Зараменских)

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх