Finam

3 776 подписчиков

Свежие комментарии

  • галина
    То тарелками пугают, дескать подлые летают. Хватит нас пугать.Пандемия COVID-19...
  • ВЛАДИСЛАВ
    От дохлого осла уши хохлам.Киев готов вести ...
  • Олег Козырев
    Ну данные Левады можно рассматривать как качество китайских батареек. Да впрочем и статья интересна с точки зрения по...Любить Россию и у...

Не хочу учиться. Дистанционное обучение не нравится половине россиян

Не хочу учиться. Дистанционное обучение не нравится половине россиян

Не хочу учиться. Дистанционное обучение не нравится половине россиян
Изображение
Россияне не очень доверяют дистанционному образованию и считают его для себя неподходящим. Между тем есть и другой тренд: многие сегодня вообще не стремятся к получению высшего образования, поступая в колледжи вместо университетов. Качество высшего образования падает, считают россияне. Впрочем, такое отношение к образованию наблюдается во всем мире. Долгое обучение в вузе заменяют курсы, которые предлагают овладеть нужной специальностью за пару лет.

Более половины россиян считают, что формат дистанционного образования им не подходит. Согласно исследованию, которое провел медиахолдинг Rambler&Co, так считают 50% респондентов.

Дистанционное обучение стало активно развиваться как в России, так и за рубежом в связи с пандемией короновируса. В России на дистанционное обучение были переведены многие школы, а также часть университетов.

Одним из пионеров в этой области стала Высшая школа экономики, где год назад был проведен и опрос о качестве дистанционного обучения. Он показал, что 50% представителей университетов заявили об "удовлетворенности" качеством дистанционного образования. При этом для студентов переход на такое обучение не представлял никаких трудностей.

А 34% студентов отмечали, что им не хватало общения с одногруппниками. И еще столько же испытывали трудности с интернетом.

В свою очередь, 33% студентов рассказали, что им не хватало очных дискуссий с их преподавателями. Стоит отметить, что количество недовольных возросло во вторую волну короновируса, когда многие требования к санитарным нормам были ужесточены.

Заведующий лабораторией факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ Александр Милкус заявил Finam.ru о необходимости разделять различные форматы дистанционного обучения: "Если это совмещение: очно-заочное обучение, и если последнее проходит дистанционно, то это одно. Если студент учится постоянно удаленно, то тут все зависит от вуза и мотивации студентов. Если студенту нужна палка-погонялка в виде преподавателя, тогда вообще речь не о системе образования, а о социальной проблеме - вуз как камера хранения".

Профессор ВШЭ и Чикагского университета Константин Сонин в интервью Finam.ru отмечал "минус" дистанционного обучения - у преподавателей действительно стало меньше контактов со студентами: "У меня в университете есть присутственные часы, но сейчас на таких встречах меньше студентов, у них меньше возможностей подойти ко мне в коридоре или за ланчем и обсудить свой вопрос", - рассказывал Сонин.

Не хочу учиться. Дистанционное обучение не нравится половине россиян
Изображение
К тому же, в США, по его словам, дистанционное обучение продемонсиировало неравенство среди разных студентов. "В сегодняшнее время у обеспеченных студентов есть весь спектр дистанционных возможностей, им не надо отвлекаться на быт, за этим следят помощники по дому. У студентов из более бедных семей таких возможностей нет", - рассказывал Сонин.

Россия: внимание "корочкам"

В России, где с советских времен существует престиж высшего образования, которое в то время открывало дорогу к материальным благам, подобная ситуация сохраняется и сегодня.

Так, 43% опрошенных Rambler&Co считают, что без высшего образования нельзя создать успешную карьеру. Правда, хотя 26% считают диплом важным, более существенным для них выглядят практические навыки.

Работодатели же пока обращают внимание на вузовские "корочки". Согласно опросу Института технологий управления - РТУ МИРЭА, опубликованного "Известиями", 75% компаний считают наличие диплома у работника обязательным.

Но, как известно, практические навыки можно получить и без высшего образования, которое постепенно теряет свой престиж. Согласно недавнему опросу портала Superjob, в этом году в вузы собираются поступать лишь дети 48% родителей. Чуть более 10 лет назад таковых было 80%. В колледжах и профессиональных училищах собираются продолжить обучение 23% респондентов, а 21% пока не приняли решение.

Как отмечает Милкус из ВШЭ, причиной того, что молодые люди идут в колледжи, а не университеты, может быть две. Первая состоит в том, что у людей попросту не хватает средств на то, чтобы содержать детей еще 4 года после окончания школы. "А так есть надежда, что он закончит колледж, и начнет сам себя обеспечивать". С другой стороны, добавляет эксперт, 7-10% бывших школяров таким образом "обходят ЕГЭ".

Москвичка Ника свое решение приняла давно. Несмотря на то, что она получила высокие балы по ЭГЭ, она решила не поступать в университет и заняться бизнесом. Вместе с друзьями Ника создала компанию по пошиву дизайнерской одежды. "Я не жалею, что не поступила никуда после школы, потому что сейчас у меня есть возможность зарабатывать и снимать квартиру, чтобы жить отдельно от родителей. А многие мои знакомые такой возможности не имеют", - объясняет юная предпринимательница в беседе с Finam.ru

Эксперты отмечают, что одна из главных проблем образования в России не слишком высокое его качество в университетах. За исключением нескольких крупных российских университетов в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных федеральных центрах, многие вузы страны не дают востребованного сегодня образования, используют старые методики преподавания. Единственный российский университет, который входит в топ рейтинга Times Higher Education (THE), - это МГУ имени Ломоносова.

Согласно опросу Фонда общественного мнения, проведенному в августе 2020 года, 45% граждан называют качество высшего образования удовлетворительным, 20% оценили его как хорошее, а 22% назвали его плохим.

C тем, что престиж высшего образования в стране ухудшается, согласен и преподаватель факультета журналистики МГУ Андрей Вырковский: "Университеты попросту не успевают перевариварить знания. Вокруг них больше не формируется образовательная Вселенная, и если так будет продолжаться, университеты просто исчезнут", - говорит преподаватель в беседе с Finam.ru.

В Америке хотят учится на сварщиков

Тревогу о падении качества высшего образования и престижа обучения в вузе бьют и в США. Так, в начале 2017 года число студентов, обучающихся по программам высшего образования, было на 2,6 млн меньше, чем осенью 2011 года. "Это тревожный и резкий спад", - констатировало издание The Highlander Report, которое освещает проблемы образование в США.

В июне 2020 года этой проблеме посвятил свою колонку в журнале Forbes профессор экономики Университета штата Огайо Ричард Веддер: "При снижении академических стандартов (учащиеся изучают меньше часов для получения более высоких оценок) диплом является менее надежным индикатором качества потенциального работника - отсюда резкое снижение приема в школы более низкого качества, даже когда процветают элитные школы с более высокими стандартами", - писал автор в статье "Падение американского университетского образования".

Еще одна причина падения интереса к высшему образованию - бум различного рода курсов, которые за года за два готовят студентов для высокооплачиваемой работы: "Год, потраченный на обучение сварщика, вероятно, принесет большую отдачу, чем четыре или пять лет, потраченных на получение степени бакалавра гендерных исследований в колледже последней инстанции", - пишет автор.

Такие выводы справедливы и для России, где также есть сварщики, получающие вполне приличное жалование, и влачащие жалкое существование врачи.

В образовательном плане Россия - наследница бывшего СССР. Она остается страной контрастов, однако дело, наверное, не только в качестве образования. Как хорошо известно, один из самых по-прежнему престижных факультетов МГУ - факультет журналистики - не смог сделать из любого студента журналиста.

Однако благодаря своему многолетнему декану Ясену Засурскому, у журфака многих достойных выпускников, которые нашли себя не только в СМИ, но и в бизнесе, и на государственной службе. В среду, 4 августа, во время прощания со знаменитым деканом сотни бывших студентов провожали его гроб аплодисментами. Это была, возможно, лучшая последняя почесть тому, кто понимал, что высшее образование - это не только лекции и конспекты.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх