Finam

3 755 подписчиков

Свежие комментарии

  • Людмила Нефедова
    !!!Cмута в института...
  • М А
    Автор провокатор.Запретить митинги...
  • Ольга Анохина
    Вот пусть многовертарный и получает по полной.Новые санкции про...

Российское кино играет в домино

Российское кино играет в домино

Сегодня, 27 августа, отмечается день российского кино, который национальная индустрия и кинопрокат встречают с многомиллиардными потерями в результате короновируса и только половиной открытых кинотеатров. Российское кино принято ругать, но в последние годы оно видело и коммерческие успехи, а российскими сериалами интересуются за границей. Линия государства, впрочем, остается все той же: наращивать долю российских фильмов самыми разными методами.

Российское кино играет в домино
Российское кино играет в домино
Профессиональный праздник отмечают не все кинотеатры России. По данным представителей индустрии, к работе вернулись пока лишь 900 кинотеатров, что составляет половину от их общего числа в стране. Вернуться к полноценной работе и позже смогут не все. По данным Ассоциации владельцев кинотеатров, в связи с длительным простоем может быть ликвидировано 20% кинотеатров.

В отличие от Москвы, где кинотеатры стали открываться в середине июля, в Петербурге зрителям придется ждать еще долго. Власти города приняли решение не открывать кинотеатры почти до конца сентября, по причинам эпидемиологической обстановки.

Для российской киноиндустрии короновирусный простой обернулся значительными финансовыми потерями.

Ассоциация продюсеров кино и телевидения (АПКиТ) оценивает их в 7,5 млрд рублей. В свою очередь, заместитель министра культуры Максим Ксензов оценил потери российского кинематографа в гораздо большую сумму - 15 млрд. Как отметил замминистра на недавней пресс-конференции в ТАСС, если меры по поддержке кинематографа не будут приняты, отечественная киноиндустрия может столкнуться с нехваткой картин в ближайшие годы.

КоронаКризис 2020: Хроника событий, мнения экспертов, уроки прошлых кризисов. Можно ли заработать на кризисе?

Денег больше, но не всегда с пользой

Главной российской премьерой после пандемии стал семейный фантастический фильм "Вратарь Галактики" режиссёра Джаника Файзиева, снятый при поддержке "Фонда Кино". Бюджет картины - более 1 млрд рублей. Создатели фильма надеются, что фэнтэзи о "непрекрасной России будущего" 2071 года поможет привлечь людей в кинотеатры.

Однако кинокритики газеты "Метро" уже вынесли свой вердикт: "Сюжет сможет увлечь, пожалуй, только детей. Взрослым львиная доля происходящего может показаться бредом", - пишет издание.

В последние годы в России снимается все больше и больше фильмов, а средства государства на их поддержку увеличиваются. Как пишет издание "Проект" со ссылкой на данные Министерства культуры и Фонда Кино, с 2012 года государство потратило на поддержку кинематографа 41 млрд рублей. В больших кинопроектах доля государственных денег может доходить до 30-40%, писал в 2017 году в колонке для журнала Forbes кинопродюсер Игорь Толстунов.

Значительные суммы, правда, не всегда оправдывают себя. Так в 2019 году, как подсчитал РБК, используя сведения федеральной системы данных о кинопоказах, из 68 фильмов, которые поддерживало государство, окупилось всего лишь девять.

Кадр из фильма Т-34
Кадр из фильма Т-34
Одним из них стала приключенческая картина "Т-34" о побеге советских танкистов из немецкого плена. При бюджете в 563 млн рублей фильм принес своим создателям более 2 млрд.

Но главный редактор "Бюллетеня кинопрокатчика" Алексей Нечаев говорит Finam.ru, что сегодня потенциал российских фильмов нельзя рассматривать, используя лишь формальный признак их окупаемости в кино: "Прокат - это не единственный способ монетизации", - говорит эксперт, имея в виду продажу фильмов для показа по телевидению и на цифровых платформах.

Несмотря на то, что доля российского кино в последние годы увеличилась, она по-прежнему не столь высока. В 2019 году доля отечественного кино составила 23% от всей кинематографической продукции в отечественных кинотеатрах.

Правда, в 1 квартале 2020 года доля российских фильмов в прокате резко увеличилась за счет удачно выстреливших отечественных премьер. Одной из них стала трагикомедия "Холоп" режиссера Клима Шипенко. История "мальчика-мажора", попадающего в специально выстроенную для него Россию времен крепостного права, заработала более 3 млрд рублей.

"В новогодние праздники мы становимся свидетелями новых кассовых рекордов отечественных фильмов. Это происходит это не только благодаря государственному протекционизму в планировании проката и рекламной поддержке крупных СМИ, но и благодаря растущему качеству самих фильмов", - говорит Finam.ru режиссер и сценарист Алексей Чупов, соавтор драмы 2018 года "Человек, который удивил всех".

Когда падает Паддингтон

Российские фильмы, даже качественные, по многим объективным причинам действительно не могут состязаться с американскими фильмами с их многомиллионными бюджетами и разветвленной системой международного проката. Как отмечает Нечаев, ставка на международный прокат российских фильмов пока себя не очень оправдала, и российскому кинематографу сегодня "необходимы костыли государства".

Режиссер Алексей Чупов также уверен, что без "вспомогательной" поддержки государства российский кинематограф пока "существовать не способен". При этом он отмечает и проявившийся в последнее время интерес к российскому кино со стороны частного бизнеса, такого как стриминговые платформы и фонд "Кинопрайм", учрежденный Романом Абрамовичем.

Одна из мер, которую предпринимают власти, - приоритет в показе для российского кино по отношению к голливудской продукции. В 2015 году Минкульт подписал соглашение с киносетями, цель которого дать 20% времени в год для показа отечественных картин. Однако, это обязательство было добровольным, и киносети не всегда его соблюдают. При предыдущем главе Минкульта Владимире Мединском, активном лоббисте отечественного кинематографа, министерство часто входило по этому поводу в клинч с киносетями.

Кульминацией стала история с фильмом для детей о приключениях медвежонка Паддингтона в январе 2018 года. Тогда Минкульт обратился к киносетям не выпускать фильм на экран в середине января, когда его запуск стартовал во всех странах.

Возмущенные кинопрокатчики обратились к тогдашнему главе правильства Дмитрию Медведеву с письмом, где назвали действия Минкульта "недопустимым фактом грубого прямого вмешательства" ведомства в деятельность кинобизнеса.

Вспоминая о том скандале, Нечаев из "Бюллетеня кинопрокатчика" отмечает, что в ситуации с фильмом о Падингттоне "все решалось в последний момент", что и вызвало негативную реакцию. Однако эксперт уверен, что чиновники от культуры по-прежнему будут не будут отказываться от подобного протекционизма. В свою очередь, прокатчики тоже не будут идти против российских релизов, которые действительно сулят прибыль.

Российские сериалы идут на Запад

Иностранные компании, видя интерес российского зрителя к отечественному контенту, снимают кино с российскими актерами, используя отечественные сценарии. Порой это получается весьма успешно. Фэнтэзи-фильм "Последний богатырь", снятый студией Disney, стал в 2017 году самым кассовым фильмом. После успеха этого фильма Disney приступил к съемкам продолжения. Фильм "Последний Богатырь-2" должен выйти в прокат в декабре 2020 года.

Сериал
Сериал
Дочернюю компанию для производства фильмов на территории России создала и компания Sony, которая ранее вкладывала средства в производство таких картин как "Лед" и "Сталинград".

Значительно большим интересом у зрителя пользуются российские сериалы, и речь не только о бесконечных мыльных операх про покорение Москвы, которые демонстирует отечественное телевидение. В последние годы было снято несколько российских сериалов, которые нашли успех у аудитории.

Это и драматический сериал "Звоните ДиКаприо!", и сатира на российское чиновничество "Домашний арест". В 2019 году сериал российского производства "Лучше, чем люди" приобрела компания Netflix за сумму в $1 миллион.

Это крупнейшая сделка для отечественной сериальной продукции, хотя ранее Netflix покупал российские сериалы, такие как "Троцкий" и "Мажор". По мнению режиссера Чупова, успех российских сериалов связан с тем, что у российских продюсеров "появились серьезные международные амбиции": "Конечно же, во всем этом есть большая заслуга Netflix, HBO и других флагманов мирового сериалостроения, которые с одной стороны производят образцы для подражания, а с другой - дают вдохновение для экспериментов".

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх