Finam

3 775 подписчиков

Свежие комментарии

  • галина
    То тарелками пугают, дескать подлые летают. Хватит нас пугать.Пандемия COVID-19...
  • ВЛАДИСЛАВ
    От дохлого осла уши хохлам.Киев готов вести ...
  • Олег Козырев
    Ну данные Левады можно рассматривать как качество китайских батареек. Да впрочем и статья интересна с точки зрения по...Любить Россию и у...

Вино привезут почтальоны. Рынку доставки продуктов прогнозируют рекордный рост

Вино привезут почтальоны. Рынку доставки продуктов прогнозируют рекордный рост

Вино
Вино

Последние несколько лет на улицах крупных городов мы наблюдаем курьеров с огромными коробами на плечах, которые словно воины Чингисхана мчатся на велосипедах по городским улицам. Наверное, мало кому они напоминают деревенских почтальонов, хотя в скором времени ассоциация может стать актуальной. Правда, вместо ушедших в прошлое писем и телеграмм почтальоны будут привозить нам бутылку.

Рынки готовой еды и продуктов питания начали, наконец, поддаваться натиску электронной коммерции. Первыми сдались онлайну рестораны, тем более что пандемия поставила вопрос ребром: либо доставлять готовую еду, либо закрыть бизнес. А сейчас видимыми стали изменения и на рынке доставки продуктов. Считалось, что люди вообще будут избегать заказывать продукты онлайн, потому что их надо потрогать, пощупать и понюхать. Некоторые и вовсе предпочтут вырастить овощи в собственном огороде. К примеру, Марк Цукерберг, владелец Facebook, как-то шокировал подписчиков своего блога, спросив у них совета, как правильно прирезать выращенного им барашка.

Но в отличие от Цукерберга и других гекта- и декамиллиардеров, большинство офисных работников самостоятельно выращивать будущий шашлык не имеют возможности.

Основатель корейского маркетплейса Coupang, который в марте провел IPO на Нью-Йоркской бирже, молодой предприниматель Бом Сук Ким так описывает типичный портрет потребителя: это смертельно усталая мама-одиночка Сьюзи, которая по окончании рабочего дня едва способна дотащиться до кровати. И тут органайзер напоминает ей про балетки для дочки, овсяные хлопья, молоко и клубнику для завтрака. И еще нужны наушники. Бом Сук Ким привезет все это до двери Сьюзи еще до 7 утра, а доставка будет бесплатной. Проснувшись и позавтракав, Сьюзи положит балетки дочке в рюкзак, наденет наушники и сможет насладиться любимой музыкой по дороге на работу. Coupang тем временем заберет и утилизирует упаковки от предыдущих покупок. Бизнес-модель Кима нравится фондовому рынку, капитализация его компании с момента IPO увеличилась на 16% и составляет сейчас $58 млрд.

Это наводит на мысль, что и доставка продуктов, и доставка готовой еды вряд ли сохранятся как изолированный вид бизнеса. Доставлять будут все. Кстати, корпорации ничуть не хуже потребителей, так что можно было бы доставлять и работника на рабочее место. Он продолжал бы себе трудиться, сидя в коробе, как Маша на спине у медведя. Но пандемия решила этот вопрос проще - теперь работники сидят дома и заказывают себе все необходимое туда. Цукерберг, например, пообещал перевести всех сотрудников на удаленку.

Онлайн-доставка
Онлайн-доставка

Сейчас на российском рынке онлайн-торговли продовольствием расклад следующий. За первое полугодие продажи, по подсчетам Infoline, составили 150 млрд рублей. Исследователи прогнозируют, что по итогам года получится 400 млрд, а в 2024 году рынок достигнет 1,1 трлн рублей. Драйверами роста выступят расширение ассортимента и географии, а еще, конечно, доставка алкоголя. Кстати, теоретически это интересный вопрос - куда приплюсовывать доставку алкоголя: в доставку продуктов или доставку готовой еды? Ведь в основном-то продукт уже готов, его не надо варить или перегонять. Доставлять выпивку, наверняка, хотели бы и те компании, которые доставляют готовую еду, и те, кто доставляет продукты. Правда, как мы увидим ниже, в план спасения включены не они, а почтальоны.

Игроков на этих рынках в итоге останется немного именно потому, что рынок большой. Он нужен новым экосистемам, таким как "Сбер" и "Яндекс", потому что может обеспечить им рост выручки. Но традиционный ретейл тоже не хочет расставаться с бизнесом. Пока неясно, будут ли продуктовые сети ответно атаковать, вторгаясь в интернет-поиск, сотовую связь и банковский бизнес, но с доставкой продуктов они справились. Первое место в рейтинге, составленном Infoline, удерживает X5 Group (онлайн-гипермаркет "Перекресток. Впрок", экспресс-доставка) с оборотом в 23,6 млрд рублей. Однако в спину ему дышит уже совсем непривычный игрок продуктового рынка - "Сбермаркет", у которого 21,7 млрд рублей. Третий - "Вкусвилл" (21,2 млрд руб.), который, на наш взгляд, представляет сейчас один из самых привлекательных объектов для поглощения для экосистем, например, для "Яндекса". Однако фондовый рынок ожидает, что эта компания предпочтет IPO.

Игроки, созданные онлайн-компаниями, тоже достигли внушительных оборотов: продажи "Самоката" Infoline оценивает в 15,9 млрд рублей, а "Яндекс.Лавки" - в 11,7 млрд руб. Не слишком отстает и первопроходец рынка "Утконос" с 10 млрд рублей. Приобретя эту компанию, экосистемы по обороту доставки продуктов могут догнать X5. В десятку входят также Ozon, Wildberries, Lenta и iGoods. Для Ozon основным направлением роста будет БТЭ (бытовая техника и электроника) и в жесткую конкуренцию за онлайн-продажи еды он мог и не вступать. Но если однажды он станет частью новой большой экосистемы, то там торговля продуктами онлайн, конечно, будет.

И, как уже упомянуто выше, вряд ли кому-нибудь удастся торговать только продуктами, когда конкуренты продают все. Впрочем, специализированные игроки могут сохраниться, но скорее как оптовые операторы или дарксторы. Дело в том, что универсальная электронная коммерция придумала несколько неожиданный способ наступления. К примеру, в США давно уже ожидается IPO компании Instacart. Оригинальная бизнес-модель этой компании задействует краудсорсинг, когда специальные шоперы идут сразу в несколько магазинов и комплектуют заказ для клиентов, которые делают его удаленно через смартфон. Благодаря проворству шоперов конечный покупатель получает свой заказ из нескольких магазинов сразу в течение часа. Около 30 инвестфондов инвестировали в Instacart около $2 млрд, а саму компанию оценивают уже в $30 млрд.

Что же помешает шоперам подобной компании приобрести для усталой Сьюзи не только хлопья и молоко, но и наушники, и балетки? Бом Сук Ким все это уже давно разглядел, оттого его Coupang и вырос в бизнес стоимость в $50 млрд. И что остановит велосипедистов, доставляющих еду из ресторанов, приобрести для клиента в соседнем магазинчике наушники?

Поэтому мы ожидаем, что на рынке электронной коммерции будут доминировать гигантские маркетплейсы. Агентство eMarketer оценило глобальный рынок электронной коммерции в 2020 году в $3,9 трлн, а темпы прироста - в 16,5% В оценку не включены сегменты онлайн-платежей, билетов и путешествий. К 2024 году объем рынка дорастет до $6,3 трлн - и это без онлайн-платежей, билетов и путешествий.

Объем мировой розничной торговли, включая онлайн и офлайн, оценивалось агентством eMarketer в прошлом году в $26 трлн. Доля онлайн-продаж составляет пока $4,2 трлн, то есть лишь 16,1% всего рынка. Ожидается, что в 2023 году эта доля возрастет до 22%, но игрокам рынка придется приложить много усилий. Даже в США объем онлайн-торговли оценивают сейчас в 9-10%, и эта доля остается приблизительно постоянной. В России аналогичная доля, по оценке DataInsight, составила в 2020 году 8%, к 2025 году она, по прогнозам, увеличится до 26%.

Почта России начнет доставлять вино
Почта России начнет доставлять вино

Однако если гаджеты, бытовая техника и книжки продаются в основном через Интернет, то в случае продуктов питания доля онлайна в соседствующей с нами Европе не превышает 12%. В России Infoline ожидает большого рывка с текущих 5,3% до 18,8% в 2024 году. Но что станет драйвером роста?

Министерство финансов предлагает с 1 января следующего года разрешить продажу онлайн и доставку российского алкоголя. Уровень потребления вина в России в 2019 году составил 108 млн декалитров. Внутри страны производится 44,2 млн. Эксперимент планируется провести через специализированный сайт АО "Почта России", презентацию проекта уже провели в мае. Причем эксперимент собирались начать еще этим летом - в Московской области и Мордовии, но потом перенесли сроки.

А значит, пока роботы "Яндекса" отрабатывают доставку готовой еды американским и европейским студентам, добрый друг детей, почтальон Печкин, тут без работы тоже не останется. Именно он может стать драйвером роста отечественной электронной коммерции, заодно с развитием местного виноделия.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх